Архив   Авторы  
Фильмом «Молодость без молодости» Фрэнсис Форд Коппола прервал десятилетнее молчание

Воздух пахнет смертью
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате - новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы

 

Смелость - редкое качество в искусстве. Поэтому она прибавляет очки любому произведению, удавшемуся или нет. Коппола с начала 90-х не снимал фильмов, о которых стоит говорить, а просто не снимал кино уже десять лет. «Молодость без молодости» начинается с титра «Новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы», и это действительно новый режиссер. Через год ему будет 70, он стал успешным виноделом и бизнесменом. Что еще остается? Стричь газон или бросить вызов самому себе. Коппола выбрал второе, предвидя, что никому это уже не нужно. Но, вероятно, освободившись от статуса производителя масштабных шедевров, он тоже обрел, как его герой, вторую молодость - ему плевать на свое реноме, он увлечен кино, как мальчишка.

За основу Коппола взял не лучшее сочинение религиозного социофилософа Мирчи Элиаде, тоже написанное им на склоне лет. Элиаде про йогу, мифы и шаманизм писал захватывающе, а вот истории придумывать не умел. Однако Коппола в повести Элиаде (у нас она переведена как «Без юности юность») нашел что-то свое. Это же фантазия на тему Фауста - вечный сюжет, возрастной. А сама история, посвященная борьбе человека с безжалостным временем, укладывается в знаковые рамки от Пасхи до Рождества.

В предвоенное время в румынской глубинке 70-летний профессор лингвистики (Тим Рот) в отчаянии решает покончить с собой. Но в него ударяет молния, и он, пережив смерть-озарение, начинает обретать вторую молодость, а вместе с ней - паранормальные способности. За ним охотятся фашисты, ищущие эликсир вечной жизни. Ему помогает бежать из страны врач. А сам он, находясь в каком-то полусне, самозабвенно погружается в праязык древних веков через общение с загадочной девушкой (Александра Мария Лара), двойником той, в кого был влюблен в первой молодости. Обидно, что девушка (тоже после удара молнии), наоборот, стремительно стареет, поскольку перевоплощается в женщин далеких веков.

Очевидно, что попытка пересказать сюжет фильма уводит в сторону от того, чего добивался Коппола. Дело же не в смехотворных фашистах и их агенте - белокурой секс-бестии со свастикой на белье. Не в Мэтте Дэймоне, зачем-то мелькнувшем в фильме. Не в том, как герой читает книги руками или выигрывает в казино. Не в банальности образов качающегося маятника и оскаленного черепа. И даже не в затертых до дыр литературных и киноцитатах. Все это, конечно, раздражает зрителя, не ожидавшего от Копполы той гремучей смеси Гринуэя с Алехандро Ходоровским, которую мог выдать только студент киношколы. Однако Коппола именно этого и хотел - стать новичком, пытающимся косноязычный бред превратить в послание человечеству.

Такое кино и не должно думать о публике, о внятности сюжета и прочей ерунде. Герой здесь вовсе не старый-молодой профессор кислых щей, а время, которое неизбежно ведет человека туда, откуда нет возврата. Вся философия, все искусство выросли из этого непреложного факта, и с ним трудно примириться. Старикан Коппола, барахтаясь в этой теме, сумел сбить какое-то масло смысла. Что уже достижение. Как и музыка Освальдо Голихова, смело мешающего Малера с танго, и работа румынского оператора Михая Малаймаре. Впрочем, чтобы оценить все это, надо посмотреть фильм не один раз.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера