Архив   Авторы  
Действие картины "Петя по дороге в Царствие Небесное" разворачивается в 1953 году в рабочем поселке

Крутой маршрут
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате фильм "Петя по дороге в Царствие Небесное"

 

Петя - деревенский дурачок, живущий в 1953 году в рабочем поселке далеко на Севере. С одной стороны, идет строительство ГЭС, с другой - строится лагерь для врагов народа. Но сам народ выглядит так, будто никаких врагов в природе не бывает. Петя, страдающий "синдромом Корсакова", вообразил себя местной вертикалью власти и, вооружившись жезлом гаишника, "инспектирует" проезжающие машины. Все взрослое население ему подыгрывает. Только упрямого полковника МГБ раздражает любое приближение "инспектора" к его сияющему авто. Несознательность проявляют и детишки, которые дразнят Петю. Но Петя ничего дурного не замечает. Он живет в завидной гармонии с окружающей дейст­вительностью. Именно эта гармония заставляет Петю попросить выдать ему оружие - ведь пустая кобура бросает тень на инспектирующие органы. Никто и не спорит - Пете выдают деревянный пистолет. Вооружившись им, он мчится на лыжах догонять беглого зэка и получает реальную пулю, предназначавшуюся не ему. Мать завоет, но не так горько, как перед репродуктором, сообщившим накануне о смерти Сталина.

На недавнем ММКФ этот фильм был награжден главным призом с формулировкой, в которой было сказано про "искренность и правильную моральную позицию". Вот так можно двумя словами перечеркнуть хорошее впечатление от бесхитростной с виду картины, заставив искать в ней червоточину. И она, увы, обнаруживается.

Понятно, что Николай Досталь, мастер провинциальной трагикомедии ("Маленький гигант большого секса", "Облако-рай", "Коля - Перекати-поле"), снимал сказку про то, что добрый народ никакой злой правитель не испортит. Гэбэшный полковник (Роман Мадянов) скорее смешон, чем страшен. Его похотливая, но расчетливая жена (Светлана Тимофеева-Летуновская) с ее рассказом о том, как она переходила из рук в руки, продвигаясь по "служебной" лестнице, смотрится улыбчивой доброй бабой, выбравшей верный путь. Прогрессивный начальник строительства (Александр Коршунов), терзающий на досуге пианино виртуозными пассажами, будто сошел на экран с плакатов. Все жители поселка сусально добры, безмятежны и жизнерадостны, как персонажи "Волги-Волги". А почему бы и нет? Кругом порядок, в поддержание которого включен даже Петя (дебютант Егор Павлов), труд созидателен, тарелки в столовой полны, дороги по снегу накатаны. И то, кому выписан наряд в царствие небесное, а кому - в противоположном направлении, не в наших силах изменить.

Ах, как это приятно должно было бы увидеть старичкам, выходящим сегодня на митинги с портретами Сталина. Вот же, смотрите, потомки, мы делали свое дело и любили свою страну. Не надо наше прекрасное прошлое чернить: снег был белый, сахар сладкий, а люди добрые. Не то что в нынешнее время. Беда только в том, что в кино эти старички не ходят. А для молодых зрителей эта сказка обернется лживым уроком истории. Как можно было сделать главного героя по-достоевски блаженным, поместить его в центр многофигурной истории, разворачивающейся на окраине империи в год смерти диктатора - и успокоиться на простом бытописательстве? Петя с его деревянным пистолетом и уверенностью в своем праве на правду и силу вполне мог бы стать ретропроекцией Данилы Багрова, его "братом" по духу. А "Петя…" - горьким признанием вечной инфантильности народного сознания, не желающего извлекать уроки из прошлого. Однако искренность здесь равна тому же, что и у героя, "синдрому Корсакова", для которого характерны "иллюзии памяти", а моральная позиция размыта до полного исчезновения. Вроде бы зрители должны умилиться дурачку, выбравшему себе игру в начальника. Но бегущий из зоны зэк все ставит на свои места. Он вряд ли стал бы подыгрывать Пете. И нам не надо.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера