Архив   Авторы  
Картина Сергея Лозницы "Счастье мое" в программе последнего Каннского кинофестиваля представляла Украину и Германию. Однако ее герои (в том числе главный, которого сыграл Виктор Немец на фото слева) говорят по-русски

Имени Гоголя
Искусство и культураХудожественный дневникКино

"Счастье мое" режиссера Сергея Лозницы

 

В фильме Сергея Лозницы -"Счастье мое", недавнем номинанте Каннского фестиваля, много чего есть, но счастья нет. А есть простой хороший парень (Виктор Немец), который ведет по трассе грузовик с каким-то грузом. Его останавливают гаишники, берут у него документы, но, отвлекшись на подоспевшую под раздачу фифу на иномарке, дают возможность улизнуть. За это время в кабине будто ниоткуда появляется тертый жизнью старикан, просит подвезти и по дороге рассказывает доброму шоферу поучительную историю. Вез он в конце войны из Германии платье невесте и подарки родным. Патрульные на вокзале пригласили его в комендантскую комнату, а там отобрали барахлишко. Вскочив в поезд, он успел застрелить обидчиков, чем поставил крест на своей судьбе - так и мыкается с той поры по свету без имени. Ну понятно, дальше следует цепочка дорожных происшествий, которые приводят и героя к тому же - потере личности и стрельбе. Будут там малолетка-проститутка, которая не захочет брать деньги просто так, кривая объездная дорога, которая ведет в тупик, троица лихих людей, которые выйдут из леса. Ехал парень по дороге летом, а очнется зимой. И станет торговать мукой, которая была в машине, пока тетка, приютившая его, не продаст постояльца вместе с домом, откуда его выгонят. Причем это только начало сказки про непознаваемое русское пространство, в котором все время звучит эхо прошедшей войны.

При всей простоватой механистичности сюжета это хитроумная картина. Многое в ней уводит не по самому верному пути - и то, что автор является известным режиссером документального кино, и какие-то легкие параллели с балабановским "Грузом 200", и даже то, как настойчиво героя предупреждают, что не стоит сворачивать с проторенного пути. Прежде всего игровой дебют документалиста Лозницы совсем не так уж безусловно реалистичен, как написали об этом наши критики из Канна: вот, мол, Россия в полный рост - здесь человек человеку волк, и людей убивают просто так. Будто в Америке или Англии такого не случается. Да и сам Лозница, хотя снимал и раньше про загадки русского пространства, но не то чтобы упивался в документальных работах мерзостями жизни. Скорее социальное для него всегда было поводом разглядеть вечное. И вообще - Лозница эстет и формалист, использует обманки как манки для зрителя. Недаром его картины "Портрет" и "Пейзаж" сделаны так, что кажется - им стоит поменяться названиями.

Зато критики зарубежные увидели в картине почти чистый жанр - хоррор, небывальщину с политическим подтекстом. Кто-то из них аж написал, что Россия здесь предстает зловещим Мордором. Они же сравнивали Лозницу с обладателем прошлогоднего каннского "золота" Михаэлем Ханеке. Что не так уж "горячо". И правильный ответ скорее в Гоголе, его глобальной метафоре Руси, запечатленной в "Мертвых душах", его "Вии" и прочих страшных повестях, где пространство сжимает и растягивает время по своему усмотрению. Это вершина, к которой стремится фильм. Она не достигнута. Но часть пути пройдена.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера