Архив   Авторы  
Отец, дезертир-цэрэушник, научил шестнадцатилетнюю Ханну выслеживать жертву, свежевать оленя, стрелять без промаха и разговаривать на нескольких языках

Не по-детски
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокат выходит фильм Джо Райта «Ханна. Совершенное оружие»

 

Ничего нет страшнее детских сказок, в них все время наготове топор. Никого нет ужаснее девочек-подростков: во-первых, они завораживают, во-вторых, они убивают. Что героиня коэновской «Железной хватки», что бойкая девчонка из комикса «Пипец», что вот теперь Ханна из одноименного фильма Джо Райта.

«Ханна» — недетская сказка, псевдобоевик, кипящий, как сухой лед. Смесь настоящей, реальной жестокости с бессердечностью детских сказок и веселой всеядностью комикса.

Шестнадцатилетняя Ханна выросла в глухом лесу («жила-была девочка»), отец, дезертир-цэрэушник, научил ее выслеживать жертву, свежевать оленя, стрелять без промаха, разговаривать на нескольких языках, в том числе на арабском и японском, а главное — натренировал на выполнение главной цели: когда придет время, Ханна должна оказаться в секретных подвалах ЦРУ («и вот однажды она пошла гулять в лес») и убить там некую Мариссу Виглер («и встретила страшную ведьму»). Мать Ханны умерла четырнадцать лет назад, и скоро Ханна узнает тайну своего рождения.

Герои — вроде бы сказочные персонажи, а вроде и не совсем. Марисса Виглер — шикарная, зубастая, безжалостная ведьма (Кейт Бланшетт, еще более неотразимая, чем обычно), важная персона в ЦРУ. Ее помощник, Серый Волк, — белесый извращенец в трениках (Том Холландер), меломан, фашист и любитель гермафродитов. Еще в фильме есть хорошие люди, есть скинхеды, верблюды, лебедь, бессмысленный киллер и добрый клоун. А посреди всего этого — растерянная и смертоносная Ханна (Сирша Ронан, обещающая стать большой актрисой).

Англичанин Джо Райт после крепких и фальшивых фильмов («Гордость и предубеждение», «Искупление», «Солист») вдруг выдал извращенную и нежную сказку, от которой невозможно оторваться. «Ханна» завораживает и убивает — даже когда сюжет начинает разваливаться, персонажи действуют без всякой логики, а ритм поддерживается только бьющим по сердцу саундтреком Chemical Brothers.

Райт и его сценаристы (как ни удивительно, фильм снят не по комиксу) восторженно исследуют пространство, в котором комикс-стилистика пересекается с детской сказкой. Это пространство заляпано красным. Крови в фильме предостаточно: перерезанное горло, проткнутый стрелами человек, до крови вычищенные зубы. И это настоящая, не сказочная и не комиксовая кровь, что и делает «Ханну» такой неожиданной, некорректной и сильной — разломанная сказка, подгнившая каруселька.

Авторы умудрились втиснуть в этот разбитый стеклянный шарик со снегом десяток сюжетов: героиня мотается по свету, себя не зная, как какой-нибудь амнезийный Борн, держит пистолет, как Матильда из «Леона», слушается ритма, как бегущая до последнего дыхания Лола у Тома Тыквера, дружит со случайной знакомой, как в сопливейших подростковых сериалах или девичьих снах. Тут и вечная история о дикаре, попавшем в цивилизацию и покорившем ее своей невинностью. И жутковатая сказка о материнской любви. И спор о преимуществах разных систем образования: чему могут научить детей бывшие хиппи? Чему может научить ребенка бывший агент ЦРУ? Надо ли отправлять девочку в школу, если там ее не научат стрелять в сердце? Тут и путешествие героини по музыкальной культуре, от фламенко до классики (ни на минуту не забывая о Chemical Brothers). Тут и мрачноватая детская страшилка для ребенка, у которого не было детства, а были только учения, тренировки и чтение умных книг на ночь — возможно, поэтому в фильме все время появляются какие-то картинки из энциклопедии: то промелькнет что-то из Босха, то вдруг отец расскажет Ханне о собаке-космонавте Лайке, то очередной труп напомнит о святом Себастьяне.

И это главная проблема фильма: «Ханна» — слишком много всего сразу, и все неточно, и все не очень уверенно. Иногда даже кажется, что лучшие эпизоды в фильме — заслуга актеров и художника-декоратора. А Джо Райт — всего лишь ребенок, которому подарили новую игрушку. Он отламывает игрушке руки, ноги, голову, чтобы узнать, что там внутри. И видит механизм, который при нажатии говорит «Ма-ма».

Да, а прокатчиков, добавивших к оригинальному названию «Ханна» слова «совершенное оружие», надо поставить в угол и лишить сладкого.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера