Архив   Авторы  

Нет худа без бобра
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате «Бобер» режиссера Джоди Фостер

 

Камерная режиссерская работа актрисы Джоди Фостер не вызвала большого интереса в Канне на фоне широко обсуждаемых фильмов-тяжеловесов. Однако теперь, вне фестивального контекста, она смотрится иначе. В ней обнаруживается не только прекрасная работа Мела Гибсона, но и общее безумие нашего вывихнутого мира.

Владелец компании по производству игрушек Уолтер Блэк (Гибсон) давно перешел грань нервного срыва. Его внутренний кризис почти развалил и бизнес, и семью. Старший сын (Антон Ельчин), чья психика, по-видимому, тоже не в порядке, его презирает. А хрупкая жена (Фостер), измученная совместным проживанием с человеком, которому белый свет не мил, гонит из дома. Поселившись в гостинице, чтобы дать отдохнуть семье, Уолтер не оставляет попыток покончить с собой. Но даже в этом нет ему удачи. Впрочем, удавиться на галстуке — идея так себе. Все меняет дурацкая мягкая игрушка, наручная кукла с довольно достоверной головой бобра. В ней Уолтер неожиданно находит себе собеседника и друга.

Cюжет картины не слишком оригинален — каждый может вспомнить хоть один фильм, где шизофреническую раздвоенность личности наглядно демонстрирует игрушка, ставшая для героя альтер эго. Мне, к примеру, во время просмотра пришла на ум давняя «Магия» Ричарда Аттенборо, где молодой еще Энтони Хопкинс играл чревовещателя, чье безумие, воплощенное в кукле, с которой он разговаривал, постепенно превращало действие в кровавую баню. Есть еще в нашем кино картина Оксаны Бычковой «Плюс один», где тот же сюжет развивается по линии психологии, а не психопатологии. Так вот посередине между этими фильмами можно поместить «Бобра».

Симбиоз человека и плюшевого бобра на первый взгляд кажется прекрасным лекарством от депрессии. Вроде и дела, и отношения в семье начинают с его помощью налаживаться. Особенно счастлив и возвращению папы, и его новому другу младший сын — ну, в его возрасте любовь к игрушкам понятна. И, кстати, бобер (вернее, Бобер, как требует называть его Уолтер) совсем непрост. Да, за него говорит сам герой, причем Гибсон не притворяется чревовещателем, а просто переходит на не слишком приличный говор лондонских кокни. Но Бобер — самостоятельная личность с характером. Не белый и не пушистый. Он вообще малосимпатичен, груб и режет правду-матку, иронично относясь к хозяину. На вопрос, все ли у него в порядке, отвечает: «Конечно, нет, у меня же в заднице застрял здоровенный мужик!»

В общем, арт-хаус встречается с доктором Хаусом. Своими репризами Уолтер и Бобер довольно долго развлекают почтеннейшую публику и других персонажей фильма. Пока не становится ясно: Бобер — не лекарство, а болезнь. Вместо того чтобы привести душевную смуту в порядок, герой ее персонифицировал. А уж дальше марионетка подмяла под себя человека, став на место кукловода. То, что казалось изначально немного черной, но забавной комедией, начинает обретать черты триллера. Безусловно, доходит до мокрухи — иначе избавиться от Бобра невозможно.

История хорошая, поучительная. Но, честно говоря, режиссер из Джоди Фостер так себе. Ей кажется, что надо создавать какие-то побочные сюжетные линии, и тогда диалог героя с Бобром не будет самодостаточным. Зачем? Ни страдалица-жена, ни роман старшего сына с одноклассницей (хотя Ельчин очень хорош как актер) ничего не добавляют к внутренней драме фабриканта игрушек. Лучше бы она подбросила Гибсону, на котором роль безумца сидит как влитая, побольше материала. Ну хотя бы для того, чтоб истоки шизофрении героя стали более понятны.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера