Архив   Авторы  
Фильм «Пина» — дань памяти великому хореографу

Три измерения вечного
Искусство и культураХудожественный дневникКино

На экраны вышел фильм Вима Вендерса «Пина»

 

Великий человек театра хореограф Пина Бауш не нуждается в бронзовом постаменте. Когда два года назад накануне московских гастролей она внезапно ушла из жизни, никто не собирался увековечивать память о ней. Идея пришла чуть позже, когда минул шок, немецкому режиссеру Виму Вендерсу («Алиса в городах», «Париж, Техас», «Небо над Берлином»). Он вместе с Бауш работал над фильмом о ее знаменитом Танцтеатре Вупперталя, и теперь архивные кадры и репетиционные съемки первой фрау танца приобрели отчетливо другой вкус и другое значение.

Фильм с такой предысторией мог бы стать стандартным in memoriam, но не стал. Вендерс прекрасно знает, что слава Пины Бауш перекрывает реальное знание ее спектаклей  не всякий слышавший о ней видел гениально поставленные ею сцены. Потому с первых же кадров режиссер бьет по нервам «Весной священной» Стравинского  когда-то революцией в танце, ныне классикой авангарда ХХ века. Агрессия первобытного человеческого стада и в формате театрального спектакля била наповал, а при монтаже эффект умножается  какие-то странные ракурсы и умноженные камерой акценты превращают «Весну...» в сильнодействующее средство. Притом у Вендерса хватает остроты взгляда  и, может, деликатности  не переврать идей Пины, не подменить их собственными. Никаких спецэффектов не обнаружить. Наоборот, кажется, что режиссер сознательно уходит в тень и наблюдает за спектаклями  «Весной...» и культовым «Кафе Мюллер»  как театральный, а не кинозритель. Ракурсы то и дело надолго подвисают  словно оператор честно занял в зале место согласно билету и не встает с него, чтобы не помешать другим.

Вендерс не боится посадить перед камерой артистов Бауш. Лица актеров, молча сидящих перед камерой, взяты крупным планом, а их речь транслируется закадровым текстом. Перводчикам пришлось непросто  кроме немецкого, артисты этой труппы говорят на французском, русском, португальском, итальянском. Легендарный Доминик Мерсье, совсем уже немолодой, старается выглядеть суше обычного и явно не хочет прилюдных эмоций. Молоденькая актриса тщательно подбирает слова: «Пина спросила, почему я прячусь, боясь получить замечание. Пина сказала: ищи дальше». Для них для всех Бауш была не работодателем и даже не абсолютным художественным лидером, хотя и им тоже. Она была очевидным гением, с которым довелось быть рядом и которого больше нет.

Перед выходом фильма Вендерс уверял в интервью, что вряд ли бы взялся запечатлеть танец без технологии 3D. Однако технология с объемным изображением нужна не столько для танца (хотя для знакомства с ним формат адекватный), сколько для показа лиц артистов Пины Бауш — уникальных лиц собранных ею вместе уникальных людей, получивших завидный опыт. Фильм обнаружил в этом опыте столько же художественного, сколько человеческого — и это самое правильное, что можно сказать вослед Пине Бауш.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера