Архив   Авторы  
Нет повести печальнее на свете, чем «Под ветвями боярышника» Чжана Имоу

Ой, рябина-рябинушка
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате мелодрама Чжана Имоу «Под ветвями боярышника»

 

Начало 70-х годов, самый разгар культурной революции. Китайскую молодежь пачками ссылают на перевоспитание из города в деревню. Молчаливая старшеклассница Цзин (Чжоу Дунью) оторвана от родного дома и перековывается на природе в сельскую учительницу. Для нее очень важно не нарушить ни одно правило, продиктованное великим кормчим Мао. Чтобы отцу, объявленному врагом народа, не прибавили срок. Чтобы мать, переучившаяся ради блага народа из педагога в уборщицу, не попала тоже за решетку, а младшие брат и сестра не умерли с голоду. У Цзин две детские косички, трогательно мешковатая безликая одежда и задумчивый девичий взгляд, который она однажды бросает на красивого и остроумного студента-геолога. Суня (Шон Доу) тоже отправили поближе к земле, но по другой причине. Его мама, жена крупного функционера, покончила с собой. Так что сыну надо перевоспитываться в полном соответствии с заветами председателя Мао.

Под рулады песни «Ой, рябина кудрявая» (отголосок вечной дружбы СССР и Китая) юная пара тайком встречается под ветвями цветущего боярышника. Влюбленность будто погрузила их в волшебный мир, где нет места лозунгам, пропагандистским плакатам и ежевечерним спевкам в клубе. Однако мать Цзин совсем не в восторге от предполагаемой выгодной партии. Да и отцу Суня лучше бы не знать о том, кого он сделал своей избранницей. В общем, нет повести печальнее на свете.

Кажется, в этой экранизации популярного в Китае слезоточивого бестселлера, основанного, впрочем, на некой реальной истории любви, нет ничего, кроме банальностей. Но при этом на экране происходит нормальное чудо кино: камера любуется красивыми созданиями, их обреченными чувствами, состояниями природы — и получается нежная поэма. Изобразительная составляющая фильмов Чжана Имоу всегда очень сильна, недаром он по первой кинопрофессии был оператором. В сущности, «Под ветвями боярышника», несмотря на свой исторический контекст, — это такая же вычищенная от всего земного притча, как давний «Красный гаолян» или недавний «Герой» — главные зрительские визитные карточки режиссера.

Чжан Имоу столь долго держится в ранге китайского режиссера № 1, что кажется седовласым ветераном-гуру. Однако ему в этом году исполняется всего лишь шестьдесят. Социальная критика, политические дискуссии — не его конек. Вот и в фильме «Под ветвями боярышника» режиссер не стремится к разоблачениям «кровавого режима», хотя история сосланных в деревню молодых людей ему близка биографически: он так же маялся вдали от дома, потому что один из родственников не поверил в идеалы Мао. В сущности, Имоу — такой глубокий лирик, что любую историю наделяет вселенской тоской по несбыточной, ускользающей от глаза красоте.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера