Архив   Авторы  

По собственному
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Никаким громом среди ясного неба эта отставка не отозвалась. Главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра 45-летний Александр Ведерников покинул свой пост после затянувшегося периода недовольств: его - администрацией театра, администрации театра - им. Вот разве что время для заявления выбрал неподходящее, оперная труппа только начала гастроли в "Ла Скала", и с озвучиванием сложившегося решения можно было недельку потерпеть. Вернуться с гастролей и тогда уж. Но театр, да, обожает эффекты.

Собственно, их отсутствие и подвело теперь уже бывшего музруководителя. Что не давало ему быть эффектным, понять несложно. Все восемь лет своего правления Ведерников скрипел в ножницах двойных ожиданий: с одной стороны, театру надо отмыться от кваса и стать цивилизованным европейским институтом, разогнать-урезать труппу, наладить серийное производство спектаклей со звездным кастингом. С другой - все время мозолит глаза суперуспешная Мариинка, достигшая вершин своим путем, сочетая передовые технологии с абсолютной монархией. Александр Ведерников не сделал ни того ни другого. Или ему не дали. Или он не смог взять.

Новостные ленты потрудились перечислить поставленные во "время Ведерникова" спектакли. Как их ни выстраивай, пасьянс не сойдется. Одной рукой - гениальный "Евгений Онегин" и радикальные "Дети Розенталя" с нашистским водворением унитаза на театральной площади. Другой - богатый-пребогатый "Борис Годунов", на котором от скуки мерли мухи. Из "иномарок" только прокат, что "Летучий голландец", что "Волшебная флейта". Даже в восточном вопросе не сложилось единого мнения, были и пестрая "Турандот", и стильная, в духе европейской Японии "Мадам Баттерфляй". На каждый конкретный случай можно найти кучу объективных причин, почему случилось так, а не иначе. Но вот то, что в главном театре страны нет больших голосов - просто стыд. То есть действительно нет ни Кармен, ни Германа, ни меццо-сопрано, ни тенора, способных "держать" спектакли. Вон Образцова отметила юбилей, дала повод вспомнить, какие были времена, какой вокал… Кто, как ни восемь лет правивший худрук труппы, должен был об этом позаботиться?

На фоне дел в опере состояние балета Большого театра - рай, картина Петипа "Оживленный сад". Впрочем, сложный, неповоротливый и глупо устроенный механизм Большого театра перемалывал не одно прогрессивное начинание. Да, не каждый творец (а Ведерников - творец, не халтурщик) умеет огрызаться и пядь за пядью отвоевывать свою территорию. Что-то Ведерников для театра сделал. Гораздо больше сделать не смог, и кидать вослед камни занятие неблагородное. Да и неинтересное.

Важнее, куда теперь поплывет Большой, не только потерявший главмуза, но и упразднивший его должность как таковую. Дирижеров теперь будут использовать только по целевому назначению, на спектакли. Уже названы пять готовых работать с театром знаменитостей: Василий Синайский, Александр Лазарев, Владимир Юровский, Кирилл Петренко, Теодор Курентзис. Что ни имя, то счастье меломана, тут вопросов нет. Другое дело печальный опыт. Вспомните последние приходы дирижеров-монолитов в Большой на конкретные постановки. Ростропович - скандал с "Войной и миром". Темирканов - полускандал с "Кармен". Плетнев - полууспех "Пиковой дамы". Всплывают-то аксиомы: если отличные дирижер Х, режиссер Y и художник Z не найдут общего языка, спектакль не выйдет, ибо в театре успех не равен простому сложению. А уж если администратор XXL дополнит картину собственноручно выбранными солистами, будет то, что мы уже видели много раз. Грустный опыт. А ведь Большой и сам знает, что ему сейчас не нужны великие потрясения.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера