Архив   Авторы  

Остановись, мгновенье
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Не побоюсь сказать, что все последние годы фотография уверенно входила в сферу востребованного искусства. Повсеместно признанного и уважаемого. И сегодня на всех музейных площадках искусство фотографии стало почти обязательным элементом художественного пространства. Это утверждение, казалось бы, не нуждается в особенных доказательствах. Взять хотя бы Москву, где как раз в эти дни проходит "Фотобиеннале-2010". Приведу такие цифры. Нынешний, уже, между прочим, восьмой Международный месяц фотографии в Москве вбирает в себя 62 проекта. И разместился на 27 столичных площадках. От музеев и крупнейших выставочных залов до фойе столичных ресторанов и так называемых квартирных галерей. И это только официальная программа, а есть ведь еще и параллельная! Среди самых-самых проектов назову ретроспективу Анри Картье-Брессона в Большом Манеже, выставки Пьера Булла в ММСИ на Тверском бульваре и Аркадия Шайхета в Галерее искусств Зураба Церетели.

И все-таки, что такого случилось, что именно сегодня мы констатируем повальный интерес к фотографии? Почему как черно-белые, так и цветные отображения реальной жизни столь популярны, причем не только у художников, но и у публики? Конечно, тут можно долго рассуждать о том, что люди стали больше интересоваться не придуманным, сочиненным, написанным, а, напротив, подсмотренным, реально существующим. Не мертвым, а живым. Однако мне лично кажется, что истоки повального -увлечения фото стоит искать в техническом прогрессе. В истории так случалось не раз - художник, получив в руки новое изобретение, совершал революцию и в "подведомственном" ему виде искусства. В случае с фотографией эта революция произошла благодаря повсеместному распространению "цифры". Сам я, кстати, снимаю уже давно, еще с американской школы, где, только поступив, сразу записался в фотокружок. Купил камеру Canon F2 и начал фотографировать. Сам все проявлял. В какой-то момент считался даже репортажным фотографом всей школы. Позже, в университете, увлекся рекламной фотографией... Так что по собственному опыту могу расценить появление цифровой фотографии как явление несомненно прогрессивное. По сравнению с пленкой "цифра" просто-напросто дает куда больше возможностей. Быстроту и частоту съемки, независимость от количества набранных с собой кассет. Можно чередовать черно-белую и цветную съемку, можно делать бесконечное множество щелчков подряд, фиксируя объект в малейших изменениях позы и настроения… Конечно, случайные фотографии и раньше можно было сделать. И человека в движении, и что угодно. Но если раньше фотография воспринималась в первую очередь как нечто постановочное, сегодня она стала действительно моментальной.

Некоторые в связи с этим даже сетуют: мол, границы фотоискусства размываются. Потому что каждый, взяв в руки "мыльницу", мнит себя большим художником. Как отделить зерна от плевел, настоящих художников-профессионалов от дилетантов-любителей? Но тут должен напомнить, что речь все-таки идет об искусстве. А в искусстве никакие навороченные новинки не могут затмить авторский глаз и видение. "Цифра" просто облегчает работу. Автору не надо мучиться, проявлять пленку, иногда, возможно, даже ее засвечивая. В конце концов "цифра" всего-навсего экономит время. И его остается больше для творчества.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера