Архив   Авторы  

Шерше ля рюс
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

На "Кинотавре" я уже раз в восьмой, наверное. Бывал и при Марке Рудинштейне, но регулярно начал ездить уже при новом руководстве. В этом году стал членом жюри и поэтому смотрю фильмы без остановки. Со многими картинами, претендующими на призы "Кинотавра", я знакомлюсь заранее: мне присылают их как корреспонденту международного Каннского фестиваля. Какие-то фильмы по моей рекомендации попадают в Канн, какие-то нет. Так что с ситуацией в российском кино знаком не понаслышке.

Не могу согласиться с теми, кто считает, что российская киноиндустрия переживает упадок. Особенно в той части, которая касается дебютантов и авторов только вторых своих фильмов - с ними все в полном порядке. Да и коммерческое зрительское кино не бедствует. Оно занимает примерно 25 процентов экранов вашей страны - немногие государства могут похвастаться такой значительной долей своих фильмов в прокате. Однако два этих стратегических сегмента живут параллельными, абсолютно не пересекающимися жизнями. Массовый российский зритель аплодирует фильмам вроде "Любовь-морковь", "Наша Russia: Яйца судьбы", но совершенно незнаком со своим же арт-хаусом. На европейской арене ситуация прямо противоположная. Тамошние специалисты и зрители слыхом не слыхивали о чемпионах российского проката, но любят и смотрят независимое русское кино. Между двумя этими мирами нет никаких мостов.

Есть соблазн усмотреть в этом какую-то специально разработанную национальную стратегию развития российского кино. Но я не сторонник теории заговора. Могу судить по ситуации во французском кинематографе. У нас нет хитроумных схем развития индустрии. Она прогрессирует сама по себе - во Франции, по счастью, не существует системы госзаказа, и каждый режиссер снимает, что хочет. Может быть, поэтому, хотя отдельные переклички в темах между вашим и нашим кино есть, эти совпадения скорее случайны. Зато во Франции активно занимаются продвижением своего кино на международной арене. Эта стратегия родилась еще 62 года назад - именно столько существует организация Unifrance, в которой я имею честь работать. Это очень мощный инструмент, отвечающий за "путешествия" по миру французских картин. Как у корреспондента МКФ в Канне у меня есть свой вкус, но как у вице-директора Unifrance он отсутствует. Я отстаиваю Брессона и Бессона, Варнье и Леконта. Ведь мы понимаем: продвигая кино, продвигаешь и страну в целом, работаешь на ее имидж. А это очень важно для индустрии и экономики. Так, более 70 процентов туристов, приезжающих во Францию, читали о нашей стране в книгах или сложили о ней первоначальные впечатления благодаря кинофильмам.

А теперь представьте себе, кто из французов, видевших исключительно русский арт-хаус, поедет в Москву или Суздаль? Современный кинематограф рисует Россию мрачной, депрессивной и тяжелой страной, в которой живут, мягко говоря, не самые гостеприимные люди. Оттого мне кажется очень важным, чтобы у вас появилась наконец компания, которая продвигала бы все без исключения российские фильмы. И вцеплялась в западных прокатчиков, заставляя их закупать для своих стран не только Алексея Попогребского или Александра Сокурова, но, скажем, и Александра Стриженова с Андреем Кавуном. Сегодня этими вопросами вроде бы занимается "Совэкспортфильм", но усилий одной этой организации явно недостаточно. Бюджет Unifrance, например, - 9 миллионов евро в год. И конечно, будет совсем неплохо, если в России появятся режиссеры, умеющие совмещать коммерцию с качественным авторским кинематографом. Да они уже есть, вспомнить хотя бы "Стиляг" Валерия Тодоровского. Вот беда только, что одного этого имени для полнокровного развития индустрии недостаточно.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера