Архив   Авторы  

Конец мультфильма?
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

— Министерство культуры пусть c большой задержкой, но рассчиталось по долгам со старейшей негосударственной анимационной студией «Пилот». Студия не закрывается, но ее замечательный мультцикл «Гора самоцветов» объявлен государством законченным и денег больше не получит, что крайне странно: «Пилот» готов продолжать его производство. Однако эти спорадические и волюнтаристские вливания госсредств не в силах изменить положение нашей анимационной индустрии. А оно, мягко говоря, плачевно.

В США мультфильмы окупают себя три раза: на телевидении, на DVD и на мерчендайзинге — товарах с мультяшными персонажами. Там вообще считается, что мультипликация — прибыльный сегмент кинобизнеса: дельцы сами несут студиям деньги и скупают акции таких гигантов, как Pixar, DreamWorks Animation, Aardman Animations и т. д. Анимация решает прикладные задачи: рекламные, образовательные, развивающие, коммерческие. В России мультфильмы не окупили себя «почти ни разу». Телеканалы платят за премьерные показы наших мультфильмов те же — совсем крошечные — деньги, что и за сто раз откатанные по миру диснеевские сериалы. Ситуация с DVD немного выправляется, но все равно далека от рыночной из-за процветающего пиратства и общего неуважения к авторскому праву. Так что пока наши мультфильмы могут рассчитывать на прибыль только в зоне мерчендайзинга. Но в нее сегодня вступили всего две отечественные студии — капля в море! Вот и приходится нашей анимации сидеть на государственной игле.

Зато все вокруг только и делают, что предрекают анимации скорую смерть. Искусство, прославляющее страну на мировых фестивалях, под угрозой! Вообще надо сказать, что большинство наших режиссеров считают себя выше коммерции. Это привычка, воспитанная еще в советские времена. Ведь тогда как было? За 70 лет существования «Союзмультфильма» было произведено полторы тысячи 10-минутных картин ничтожно мало по отношению к общему объему зарубежной мультиндустрии. Из этих полутора тысяч лишь 20 процентов вошло в золотой фонд «Ежик в тумане», «Варежка», «Чебурашка» и т. д. На остальные 80 приходилась «халтура про пионеров», дидактическая потоковая продукция. Но творцами мечтали быть все режиссеры. И сейчас хотят по старинке. Ну а прикладной массовый продукт до сих пор считается уделом не слишком талантливых. В результате все сидят и ждут, когда государство расщедрится на авторское кино. Тогда как в той же Америке арт-хаусный сегмент занимает всего 5 процентов отрасли. И никого это там не смущает.

Раскрою секрет Полишинеля: в России пока еще нет анимационной индустрии. Как нет и системы профессионального анимационного образования, которая должна быть занята прежде всего выпуском художников-аниматоров, этого «станового хребта» мультпроизводства. Есть два-три специалиста, которые умеют быстро делать раскадровку, нет ярких сценаристов, способных в сжатые сроки написать интересные сценарии. Как заметил недавно Сергей Сельянов, если какой-нибудь канал решит показывать российский мультсериал, авторы не справятся с производственными графиками. Десять 6-минутных серий замечательного мультсериала «Маша и медведь», например, делались целых два года. Режиссеров готовит только ВГИК, а уровень его выпускников балансирует на грани «плохо» и «из рук вон плохо». Практически никто из наших мультрежиссеров не знаком с «полным метром». Вот и получается, что сегодня без участия государства — действительно никуда.

Но самый важный вопрос: каким должно быть это участие? Ведь государство не собес. Деньги Госкино, получаемые мультипликаторами последние пятнадцать лет, наша отрасль банально проела. Да, было снято некое число картин. Но прямо по социологическому закону Парето лишь 20 процентов из них можно признать качественными. Это особенно проявилось на последних фестивалях в Суздале.

В общем, как ни крути, но мультипликаторам надо перенимать примеры игрового кинематографа. Должен действовать некий фонд с ясными, прозрачными критериями, системой распределения денег по тем студиям, что себя уже зарекомендовали, и четкими требованиями к возврату вложенных денег. И хотя я с большой осторожностью отношусь к недавно созданному Федеральному фонду поддержки отечественной кинематографии все-таки надо посмотреть на результаты его работы! все равно, пусть и мультипликаторам раздает деньги подобная организация. По любому пользы от них будет больше.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера