Архив   Авторы  

Прочтите немедленно
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Жюри «РУССКОГО Букера» объявило короткий список номинантов. В него вошли Олег Зайончковский, Андрей Иванов, Елена Колядина, Мариам Петросян, Герман Садулаев, Маргарита Хемлин. Теперь буду следить за тем, кто в начале декабря окажется главным победителем — знаю, каково побывать на его месте. Ведь благодаря этому призу моя жизнь сильно изменилась. Вообще никак не ожидал, что роман «Библиотекарь» придется по вкусу членам жюри. Эту премию, конечно, нельзя назвать либеральной, а я не отъявленный анархист, но все равно: букеровскому формату моя книга не особо соответствовала. И в фаворитах ходили совсем другие авторы. Но оказалось, что некоторым «судьям» мой текст искренне понравился, и это повлияло на окончательное решение. Не отличаясь особой психической мощью, я не способен писать в стол. Мне необходимо признание. И «Букер» стал именно знаком внимания. Кроме того, я стал прочнее стоять на ногах и в социальном плане. У «Букера» существует некий резонанс, в моем случае еще и скандальный: некоторые сочли, что «Библиотекарь» содержит довольно радикальные идеи. Вибрации потом расходились примерно в течение года: если перевести эту тенденцию в сегмент рынка, продажи книг возросли.

Однако, пройдя испытание наградой, я вынес для себя и несколько важных уроков. Теперь знаю точно: в мире не существует ни одной премии, которая, по большому счету, не являлась бы междусобойчиком, забавой для «своих». То есть объективных критериев оценки произведения подобного рода мероприятия не подразумевают, будь то литературная, музыкальная или кинематографическая награда. Всегда существуют группировки, протежирующие своего кандидата. А судят люди, которые не могут не быть заинтересованы в результате. В итоге побеждают либо фавориты той или иной группировки, либо «противоборствующие» стороны приходят к какому-то компромиссу. Объективность возможна только при хаосе. В таком случае надо бросать монетку или играть в считалочку — на кого Бог пошлет.

В любом случае ни одна премия, даже самая наиавторитетнейшая, не может заставить читателя полюбить того или иного автора. Публика в массе своей имеет уже сложившийся вкус. Если писатель ей не нравится, то будь он обвешан хоть тысячей медалей и медалек, читать его не начнут. Литературный процесс вообще штука совершенно необъяснимая. Да, «Букер» премия знаковая. Для нашего литературного ландшафта примерно такая же, как памятник Петру I для Москвы. Она дает представление о времени, в котором все мы живем. Но более ни о чем. И не стоит, например, пытаться делать какие-то выводы о популярности того или иного литературного направления исходя из решений членов разнообразных жюри.

Книжный рынок живет по своим непонятным законам: можно вложить огромные деньги в автора и ничего не получить, а можно заработать огромные барыши, не вкладывая вообще ни копейки. Случаются, конечно, продуманные пиар-кампании, способные «приподнять» того или иного литератора. И читатель будет покупать его книги только потому, что их ему рекомендовали. Но в целом литпроцесс идет сам по себе. Это все равно что мы мчимся куда-то во Вселенной, а куда — постичь не в силах. И литературная премия в этом смысле не более чем некий аванс писателю, выпущенный в ноосферу. Сигнал. Призыв обратить внимание.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера