Архив   Авторы  

Старые песни о старом
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Сергей Шнуров, главный балагур и матерщинник отечественного шоу-бизнеса, после нескольких лет безуспешных скитаний вновь собирает группу «Ленинград». И делает это с помпой. Только самым эффективным его оружием по-прежнему служит эпатаж, а основным инструментом — Интернет.

Первой весточкой восстановленного коллектива стал прошлогодний клип «Химкинский лес» — злая виньетка, высмеивающая конъюнктурность правозащитной лирики рэпера Нойза МС. Поэт и гражданин Ваня Алексеев выступил было с ответным дисреспектом, но тут же нарвался на тяжелую артиллерию — участника «ленинградской» группировки Стаса Барецкого, отбрившего его прилюдно (300 тысяч просмотров на YouTube) и не стесняясь в выражениях. В наследство от осенних перепалок группе досталось доменное имя www.sosimc.ru, где теперь располагается ее официальный сайт и куда совершенно бесплатно выложен новый альбом «Хна». Той самой песни на нем нет, зато имеется 15 потенциальных шлягеров, кабацкие плясовые с оммажем советской эстраде. По такому случаю «Ленинград» даже обзавелся собственной Пугачевой — питерской певицей Юлией Коган, на доброй половине номеров вопящей непристойности.

Провокация всегда была одной из сильнейших сторон Шнурова: еще не добравшись до эфиров «Нашего радио», на примере собственных разгульно-пьяных выступлений в подвальных клубах лидер «Ленинграда» доказывал, какой он дикий мужчина. На рубеже нулевых слухи о концертных вакханалиях распространялись заодно с кассетами, передаваясь волнами сарафанного радио. Сегодня устную мифологию безвозвратно заменил Интернет, и чуткий к тенденциям Шнуров действует соответственно. После осечки с проектом «Рубль», чьи остросоциальные памфлеты никому толком не дались (напрашивается вывод, что причина неприязни к Нойзу МС — банальная зависть), Сергей Владимирович развернул бурную пропагандистскую деятельность в Сети. А что имеет наибольшие шансы попасть в топы поисковиков и интернет-рейтингов? Вещи, понятные и приятные массам. Откровенный стеб в обложке пошлости, хороший скандал с крепким словцом в придачу — то, в чем «Ленинград» преуспел и до эпохи виртуальной реальности.

С Интернетом Шнуров на короткой ноге. Он с полпинка мастерит незамысловатый видеоролик к каждой второй песне — и тот набирает миллион просмотров. Не боясь гнева студии «Союз», с которой у группы вроде бы контракт, выкладывает MP3 для безвозмездного скачивания и получает аншлаги в ДК. Предлагает посетителям сайта выбрать название альбома («Поп и Балда» или «С нами пох...») и тут же волюнтаристским решением дает ему свое. «Ленинграду» легко дается игра по местным правилам — во многом потому, что они совпадают с его собственными. В сознании обывателя эта банда давно стала ходячим мемом, произведения, выходящие под этим брендом, тоже распространяются по сценарию медиавирусов. Поэтому последнюю ипостась группы, обратившейся к поп-музыке застойных лет, все воспринимают адекватно: не как веление души, а как прикол, временную блажь — притом что сам «Ленинград» в известной степени стал эстрадой нынешнего застоя. Другое дело, что Шнуров никогда к этому статусу не стремился и, хотя числится в самых дорогих корпоративных артистах, замшелому шоу-бизнесу нулевых не присягал.

Несмотря на кажущуюся идентичность героя песен и их автора, для Шнурова «Ленинград» — по-прежнему лишь один из массы проектов, именно что бесшабашная игра, по странному стечению обстоятельств ставшая профильным бизнесом. И не беда, раз сценический костюм сжился с артистом так крепко, что теперь его не оторвать. Важно другое: пока есть те, кто принимает образ Шнурова за чистую монету, будут деньги (сразу вспоминаются осенние афиши, цинично гласившие, что музыканты «снова живы для наживы»), а пока в этом стебе участвуют соратники из интеллигентских кругов (в разбросе от Леонида Федорова, продюсировавшего первый альбом «Пуля», до режиссера Бориса Хлебникова, ставшего режиссером документального кино о группе), будет и запал. Увы, новые формы лишь обрамляют прежнюю суть, принципиально же ничего не изменилось: художественная самодеятельность «Ленинграда» все еще близка и тем, и другим. Теперь даже ближе — на расстоянии пары кликов мышкой.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера