Архив   Авторы  

На белорусском фронте без перемен
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Песня Виктора Цоя «перемен!» попала в Белоруссии под негласный запрет, а ее исполнение вызывает санкции со стороны правоохранительных органов. Само по себе это меня не удивляет. Но уж больно странные и беспорядочные у них телодвижения с их музыкальными запретами. Конечно, никто не рассчитывает, что перестройка в Белоруссии начнется прямо сейчас. И все-таки: неужели белорусские власти верят в то, что песня может зажечь толпу и куда-то ее повести? Да еще такая старая и покрытая пылью вещь из зала рок-н-ролльной славы. По-моему, данный факт говорит лишь о том, что у президента Лукашенко сдали нервы. Ведь по большому счету сегодня вряд ли возможно запретить песню или группу, как это было в советские времена. Игра идет уже совсем по другим правилам. Сегодня доступ ко всем интернет-ресурсам настолько прост, что их пришлось бы целиком перекрывать, а это немыслимо. Да и для чего такие крутые меры?

Ладно бы это была какая-то песня-откровение. Но ее знает и подросток, и старушка, и неведома зверушка. Словом, это явно истерическое распоряжение.

Нет, я не хочу сказать, что музыка сегодня вообще не может иметь бунтарский заряд. Может. Возьмем, например, историю с хип-хоповым проектом Noiсe MC. Это случилось после ДТП на Ленинском проспекте, когда машина вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова столкнулась с «Ситроеном», в результате чего погибли две женщины. Рэпер Noice MC написал тогда очень злой сатирический трек про черный «Мерседес» с номером 666. В Интернете вещь имела большой успех, но там она и осталась. Но главное — и в этом весь ужас — их песня никому ничего нового не сказала. Все и так понимают, в чем дело.

Так что напрасно президент Лукашенко так сильно беспокоится. Музыканты сегодня не способны устроить революцию. То, что пели Шевчук, Кинчев или Гарик Сукачев, когда-то было откровением. Они открывали тебе глаза на мир, в котором ты живешь. Сегодня же мы сами все видим, но нам слишком хочется иметь квартирку, машинку и что-то еще, чтобы поддаваться этим настроениям.

Не секрет, что мы живем в обществе потребления. Потребительские соблазны — это не просто возможность вкусно есть, развлекаться и комфортно существовать. Это инструмент, позволяющий манипулировать поведением и управлять обществом. Причем инструмент гораздо более эффективный, чем прямой запрет в его советском понимании. Поэтому я думаю, что сейчас Виктор Цой был бы не слишком востребован.

Да, когда-то Боно из U2 своими песнями влиял на мировоззрение миллионов. Те же Beatles с их пацифистскими взглядами элементарно заставили человечество задуматься о том, что такое война. Без них, может, и не был бы так силен протест против войны во Вьетнаме. Песни «Алисы» и ДДТ призывали к свободе и бросали вызов официозу в СССР. Но современная музыкальная культура способна работать только как фон. Аудитория радикальных Шевчука и Кинчева растет за счет белых воротничков — ярких представителей общества потребления. Никакая песня сегодня не может стать призывом для масс. Спеть и сыграть «Перемен!» назло тем, кто ее запретил, — это несколько иное дело. Устроить праздник непослушания — это ведь тоже развлечение. Но нет тех, кто пошел бы на баррикады.

Что касается самого Виктора Цоя — что ж, он давно стал классикой. Для меня это просто хорошая музыка. Когда его песни крутят по радио, я не переключаю канал. Но их нет в моем чейнджере. Цой жив, как жива любая классика. Только ничего нового он никому уже не скажет.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера