Архив   Авторы  

Оркестровая яма
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Музыканты Государственного академического симфонического оркестра выступили с обвинениями в адрес своего руководителя, дирижера Марка Горенштейна, а тот тоже не остался в долгу. История разгорается, обрастая некрасивыми подробностями. Боюсь, что этот скандал не первый и не последний. Возможность конфликта между режиссером и труппой, между дирижером и оркестром изначально заложена в самой природе такого рода творчества. Каждый исполнитель, даже если это оркестровый музыкант, чувствует себя частью коллективного художника. И об этом тоже надо помнить.

Эта ситуация чем-то похожа на развод в семье. Здесь так же очень трудно понять, кто прав, а кто виноват. Поэтому задача хорошего руководителя не доводить до конфликта. Исполнители как люди творческие необычайно болезненно воспринимают любое неосторожное слово. Это вовсе не означает, что коллектив всегда прав. И музыканты, и артисты, какими бы великими они ни были, работают в оркестре или служат в театре. А значит, они остаются красками на палитре другого художника. Все равно же мы говорим: спектакль Любимова. Или оркестр Светланова. Или Горенштейна. Или Спивакова. Это условие игры, с которым надо смириться.

Если говорить о случае с Горенштейном, то, на мой взгляд, Государственный симфонический оркестр сегодня в очень хорошей форме. Значит, дело не в искусстве, а в личных взаимоотношениях. А в них очень трудно разбираться чиновникам. Мне уже сурово попеняли за то, что я призвал создавать наблюдательные советы в учреждениях культуры. Мол, мастер всегда прав. Согласен в той части, когда мы говорим про творческую сторону дела. Но наши мастера еще и администраторы. А это разные профессии. Соединять художественное и административное руководство удавалось разве что такому гению, как Немирович-Данченко.

Когда-то я по недоразумению, или, как сейчас понимаю, — по недосмотру, был министром культуры. И уже тогда мы начинали разговор о необходимости заключения контрактов. Как мне кажется, время пришло. Если говорить серьезно, у нас вообще не сложились цивилизованные отношения между обществом, государством и художественным руководителем. По этой части мы находимся на феодальном уровне. Во всем мире между государством и руководителем творческого коллектива заключается некий контракт. А наблюдательный совет представляет общество. Это ведь не выдумка западных людей, а естественное желание разобраться в том, на что идут деньги налогоплательщиков. Наблюдательным советом обсуждается художественная программа руководителя, а также бизнес-план. Как правило, контракт не заключается более чем на восемь лет. По истечении этого срока анализируется результат и принимается решение: продлить контракт или прервать его? У нас же, когда шла дискуссия по поводу закона об автономных учреждениях, творцы яростно отвергли наблюдателей. Освободившись от парткомов и худсоветов, творческие люди берут реванш за годы унижения. Понятно, что многие боятся возрождения цензуры. Они правы в том, что нельзя допустить произвол чиновников. Наблюдательный совет — это и есть оптимальная форма посредничества между государством и художественным коллективом. В иных случаях он мог бы решить конфликт между творческой командой и ее лидером. В западных коллективах, особенно в музыкальных, сложился довольно высокий уровень демократии. Там оркестранты могут проголосовать и отказаться работать с дирижером. Например, сейчас к нам на гастроли должен приехать Чикагский симфонический оркестр. Его музыканты голосованием обязали менеджмент обеспечить концерт в Большом зале консерватории и конкретный отель. Иначе они просто не поедут. Они считают, что отправляются на гастроли за свои деньги. И они правы: ведь бюджет оркестра — это их деньги.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера