Архив   Авторы  

Смерть на взлете
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Анна Яблонская — единственная украинка, погибшая в Домодедово, единственная погибшая пассажирка с одесского рейса, едва ли не самая молодая из жертв теракта. 29-летняя красавица, белоснежка, молодая мама, ангел новой пьесы. И при этом единственная, одна из самых ярких представительниц женской линии в современной русскоязычной пьесе. Судьба ей выдалась такая: прожить жизнь ярко, но коротко.

Яблонская писала на русском и чувствовала себя иностранкой, провинциалкой в русской среде. Она жила в провинции у моря, в осколке российской империи, оставшейся по иронии судьбы за границей. Но именно русский театральный мир, инфраструктура русских драматургических премий и семинаров поддерживали ее творческое самочувствие, давали ощущение востребованности. А она стеснялась своей московской славы, не верила в успех, словно бы извинялась за него. Словно не верила, что Москва так легко ее принимает, понимает, провинциалку, иногороднюю, иностранку. Страшный город Москва, теперь такой фатальный в ее судьбе, почему-то ей благоволил, хотя не должен был, по всем законам не должен.

В то время когда ее пьесы «Видеокамера» и «Язычники», «Где-то и около» и «Монодиалоги» ставились в России и обсуждались, получали премии и переводились на европейские языки, Украина молчала. Украина увлекалась другими драматургами — буржуазными и пошлыми, комфортными и богатыми, способными оплатить свои спектакли и устроить их гастрольную судьбу. Украинский театральный мир совершенно закис в бюрократии и советском стиле менеджмента. Он не замечает, как теряет поколения современных драматургов, режиссеров, артистов. Он не замечает, как исчезает театральная Украина с театральной карты не только Европы, но и бывшего СССР. М. Курочкин, Н. Ворожбит, А. Яблонская — их, обласканных Россией украинцев, до сих пор в их отечестве не пускают на порог театральных приемных.

Лучший театральный менеджер Украины Влад Троицкий делает свой театр «ДАХ» на собственные деньги. Недавно у его грандиозного фестивального проекта «Гогольфест» чиновники отняли помещение, едва не сорвав событие. Лучший украинский режиссер Аттила Виднянский получает от государства финансирование в несколько тысяч долларов в год, что даже не покрывает статью зарплат. Украина фактически выдавила этот театр и режиссера в Венгрию, заставив уникальный театр стать европейским кочевником. В харьковских театрах все самое интересное происходит на территории частного театра — Дома актера, который блестяще работает как открытая площадка. Закрытые наглухо, как броненосцы, гостеатры не имеют потребности взаимодействовать со своими конкурентами, обмениваться творческими идеями, делиться своими ресурсами с теми, кто явно сегодня на гребне волны и чувствует время, эпоху лучше.

Украина не замечает талантливую молодежь, которая успешно реализуется на других территориях. Но сегодня уже пытается присвоить себе судьбу драматурга Анны Яблонской — по принципу гражданства, а не творческой принадлежности. Яблонская при жизни Украине не пригодилась. Только одна ее сказка была поставлена в украинских театрах. Теперь, разумеется, самое время реабилитироваться. Но драматург уже не порадуется. Как и премии конкурса сценариев «Личное дело 2010», присужденной ей в Москве, но так и не врученной.

Cовременная культура созидается на риске и доверии. Распознать в молодом человеке талант и волю к творчеству нужно быcтро и вовремя, пока еще есть эта воля. Пока есть еще живая жизнь. Шесть последних лет почти каждый новый текст Анны Яблонской вызывал в российском театральном мире вибрации, дискуссии, постановки. Все шесть лет она переживала, мучилась, что не нужна своей стране.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера