Архив   Авторы  

Жизнь собачья
Искусство и культураХудожественный дневникЛитература

«Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви» — первый опыт в прозе поэта Тимура Кибирова

 

Роман, опубликованный в июньском номере журнала «Знамя», уже попал в лонг-лист «Русского Букера» и, скорее всего, войдет в короткий список. Это знаменательно, учитывая негласный статус Кибирова как первой фигуры среди концептуалистов — факт, ставший бесспорным после смерти другого лидера направления, Дмитрия Пригова.

Свои интертекстуальные кружева Кибиров сплел вполне искусно. Другое дело, что «Лада», разумеется, никакой не роман. Скорее повесть с многочисленными цитациями, интермедиями, эпиграфами, обращениями к читателю и рассказом автора о себе. Блюстители жанровых принципов, само собой, не упустят повода придраться. Ведь если говорить о сюжете, то он выглядит по-детски наивным, вся книга как будто бы написана в шутку по мотивам каких-то литературных шарад. Судите сами. Близко ли, далеко ли стоит себе деревенька Колдуны. В ней живут какие-то асадовские старухи, веселый алкаш Жорик и собака Лада. Собаку оставила старушке Егоровне семья милиционера-нувориша — вероятно, оборотня в погонах. Лада поскучала-поскучала — и убежала искать старых хозяев. Но ушла недалеко: ее поймал пропойца Жорик и продал все той же Егоровне за стакан самогона. По большому счету все. В чем тут коллизия, идея, пафос и прочие высокие материи, лучше не спрашивайте. Сам автор по ходу романа признается, что ему самому это неведомо.

В общем, сюжет не самое сильное место у Кибирова. А вот что действительно интересно, так это то, как лихо меняется угол зрения рассказчика. Сперва Кибиров говорит о себе в третьем лице, объясняя, кто он такой и как решился заговорить прозой. Затем имитирует оптику главной героини — собаки Лады. Потом вступает с читателем в прямой разговор, через головы персонажей. Так сказать, разговор не для протокола. Например: «Так что мой совет тебе, юный читатель, — доверяй, но проверяй! В смысле — сопоставляй». Жадным до интеллектуальных игр поклонникам и впрямь есть где разгуляться. Эпиграфов тьма: Пушкин, Петр Вяземский, Гаврила Державин, Антиох Кантемир и прочая и прочая, только чертовой бабушки не наблюдается. Аллюзия на аллюзии и аллюзией погоняет. Вот хрестоматийный поэтический ворон, глядящий с бюста Паллады, — у Кибирова на этом месте одноглазый кот («бессердечный Барсик»), сверлящий читателю мозжечок, другой образ из новелл По. Вот известные миру сочинения, написанные от лица собаки или просто на собачью тему: бунинские «Сны Чанга», тургеневская «Муму» и так далее. Волчья тема у Кибирова не обходится без «Охоты на волков», которую хрипло исполнял, обрывая струны на гитаре, — угадайте, кто...

Понятно, концептуализм в действии. А главная концептуалистская (шире — постмодернистская) заповедь гласит: наивная речь «от себя» невозможна, поскольку статус автора девальвирован. Поэтому художественное слово — это всегда работа с чужой речью, складывание из ее фрагментов новой постройки. Можно ли в такой постройке поселиться и ощущать уют — дело вкуса, разумеется.

Что поделаешь, проза поэта — явление чаще всего маргинальное, эдакий организм-мутант. Взять хотя бы «Петербург» Андрея Белого, перегруженный пифагорейской и прочей символикой, или «НРЗБ» Сергея Гандлевского, отвергнутый большей частью критики по причине чрезмерной заумности. Что ж, такая литература всегда существовала, она способна оживлять литературный ландшафт в периоды затишья.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера