Архив   Авторы  
Художник Владислав Ефимов - один из лауреатов премии "Инновация-2008"

Как бы радио
Искусство и культураХудожественный дневникПремия

Мастера современного искусства получили по заслугам

 

Картошка в мундире с солеными огурчиками плюс водка и компот украшали фуршет на "Винзаводе", предваряющий вручение премии "Инновация". Наш ответ на кризис выглядел рифмой к словам Марата Гельмана: "Только бедное искусство и есть настоящее искусство". Гельман представлял "Русское бедное" в Перми, за что был выдвинут в номинации "региональный проект". Но его фраза прозвучала как слоган изменившейся эпохи. Еще вчера гламур и бриллианты в шоколаде были нашим все. А сегодня - нате! - поворот на 180 градусов.

Любопытно, что в формулу "бедного искусства" отлично вписываются почти все произведения художников и в номинации "новая генерация". Попросту говоря - молодых. "Конструктор" Дмитрия Теселкина сделан из тысяч картонок. Хайм Сокол создавал "Котлован" из старых корыт, ведра, кусков мыла. Андрей Блохин и Георгий Кузнецов переработку отходов (а заодно и идей) положили в основу проекта Recycle. Андрей Кузькин ходил в течение четырех часов по кругу по щиколотку в застывающем цементе. Он, кстати, и получил приз - "за индивидуальный подход к созданию перформативной скульптуры".

Не менее характерно, что жюри предпочло не заметить работы очень тонкие, высокотехнологичные. Речь идет о произведениях Владимира Логутова, который создал микс цифровых видео с разными пейзажами, и проекте Виктора Алимпиева "Чей это выдох?". Если Логутов был номинирован на премию среди "молодых", то 35-летний Алимпиев был среди претендентов на главный приз ("произведение визуального искусства"). Я не к тому, что жюри выбирало по принципу: "бедное" искусство против "технологичного". Скажем, деревянные птицы Николая Полисского, разбросанные по полям Николо-Ленивца ("Грачи прилетели"), тоже выглядят вполне аскетично, но… пролетели мимо премии. Что, вообще-то говоря, жаль. Они показались не слишком "инновативными"?

К слову, об "инновативности". Раздача премий за 2008 год обнаруживает, как поменялось представление о новизне. Два-три года назад ее искали в цифровых технологиях, потом - в социокультурных проектах (типа тех, что делает Полисский). Еще раньше - в нонконформизме или оригинальной концепции. Сегодня эти критерии оказались не востребованы. А после того как Илья и Эмилия Кабаковы попросили снять их "Альтернативную историю искусств" с конкурса, стало ясно, что и вопрос, каким макаром история вписывается в актуальную современность и какая же история всамделишная, тоже окажется вне "инновации". Что же в остатке?

В остатке - хороший проект Владислава Ефимова "Для радио". Он награжден жюри главной премией - "за способность находить романтику в предметном мире". В лайтбоксах художник показывал фотографии, где старенькие радиоприемники парили около форточки, в кухне или прихожей… Рядом похожие приемники стояли на штативах и транслировали бодрое хоровое пение советских времен. Бодрость и ностальгия как залог поэтичности выглядят, конечно, любопытно. Но приемник был символом невиданного прогресса разве что в конце 1920-х. Уже в 1930-х радио и репродукторы оказываются в фильмах символом власти, которая высоко сидит, далеко глядит и громко руководит. Короче, получается, что формула нынешней "Инновации" - бедное, романтическое, государственное.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера