Архив   Авторы  
В этом году «Архстояние» — Фестиваль ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец Калужской области — было посвящено теме «Ноев ковчег»

Приплыли
Искусство и культураСпецпроект

Фестиваль «АрхСтояние» доказывает, что современное искусство может быть двигателем жизни






 

«Прям не знаю, что лучше: то ли раздеваться до купальника, то ли, наоборот, надевать дождевик», — девушка неподалеку кокетливо поглядывала на своего спутника. И зря потеряла время. Раздеваться надо было немедленно. Потому что пять секунд спустя над деревней Звизжи, кажется, разверзлись хляби небесные. И девушка, и ее спутник, и толпа любопытствующих, прибывших на фестиваль «АрхСтояние-2008» кто из Тулы, кто из ближайшей Калуги, кто из Москвы, а некоторые и вовсе аж из Красноярска, промокли до нитки. Зонты выворачивало, дождевики норовило унести ветром, и ощущение было, что все мы в роли Ипполитов из «Иронии судьбы» — принимаем коллективный душ одетыми на реке Угре. «Это ж надо было назвать проект «Ноев Ковчег»! — громко возмущался коллега. — Заказывали потоп — получите».

Вообще-то «АрхСтоянием» официально называется фестиваль ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец в Калужской области. Если неофициально, то сюда художественный народ ездит на зимние и летние акции уже лет восемь. Где-то в 1990-х здесь построили дачи архитекторы, дизайнеры и художник Николай Полисский. Они не стали заборы городить, а пошли путем другим. Стали придумывать арт-объекты, которые делали всем миром, вместе с местными. Арт-объекты стали для деревни тем, чем была «Искра» для Ленина: организатором, пропагандистом и агитатором за новую жизнь. Из «Искры» разгорелось пламя, из отдельных акций — целый международный фестиваль.

И вот теперь по реке Угре плавает целая артистическая флотилия. Веселее всех было военным музыкантам духового оркестра, чей плот, как и полагается на параде, плыл первым. За ними неторопливо следовали еще пять, во главе которых — плот с командующим парадом Александром Пономаревым. За неимением мостика стоял он прямо на крыше созданного им плавсредства по имени PAPA-S. Бывший моряк, ныне известный российский художник, он известен любовью к подводным лодкам. Последние два года его художественные подлодки в рамках проекта «Секретный фарватер» всплывали не только в Москве и Питере, но аж в фонтане сада Тюильри в Париже. Вероятно, после этого Пономарева французы наградили орденом «За заслуги в литературе и искусстве». По реке Угре подлодка не пройдет, к тому же национальный заповедный парк близко. Но любовь к военно-морской романтике сказалась и в конструкции плота. Как объяснял вымокший до нитки командующий в белоснежной рубашке, его PAPA-S «абсолютно незаметен для залитых глаз и мощных радаров прилегающих деревень и может использоваться для скрытых маневров, опасных операций и тайных свиданий». Буква S в названии «плота артистического» отсылала ни много ни мало как к технологии «стелс». То есть ракетам-невидимкам, поверхность которых вся в таких хитрых гранях, что отражающиеся от них волны радаров не могут сфокусироваться в одну точку. Плот, впрочем, был явно видимым, только выкрашенным черной краской. Изнутри оказался хоть и тесным, но вполне функциональным. Грозу в нем определенно можно пересидеть и даже перележать.

Остальные плоты создавались исключительно в мирных целях. Французские архитекторы Франсуа Роше и Стефани Лаво вообще назвали свой плот Screw me. Что это означает, догадайтесь сами. Плот был белым и прекрасным, как парус в океане. Только парус, который обернули вокруг вертикальной оси, стал похож на слегка накренившуюся башню. Внутри нее еще одна белоснежная башня, только широким основанием верх. Авторы уверяют, что это красивое устройство движется за счет циркуляции воздушных вихрей, почему и скользит по воде кругами, словно в вальсе.

В отличие от легкомысленного французского продукта плот от бюро Тотана Кузембаева выглядел на первый взгляд вполне обыденным. Архитектор разумно рассудил, что во время потопа не до изысков. Надо использовать, что Бог пошлет. В данном случае Бог послал пластиковые контейнеры из ИКЕА. Они стали вроде кирпичиков, из которых складываются стены. Только «кирпичики» эти вставлены в деревянные стойки в шахматном порядке, поэтому легко можно добраться к вещам внутри ящиков. В результате вроде бы чисто практичный дом оказался суператтракционом. А вот объединение «Резерв» с Владимиром Плоткиным во главе предложило народу пентхаус. Плоткин проектировал торговый центр «Квадро» на Кутузовском, жилой комплекс «Татаровская пойма», так что он знает толк в комфорте. На палубе — полукруг гостиной. На втором ярусе — две закрытые спальни-каюты, в которые ведут лестницы снизу. Все сооружение похоже на изящную садовую беседку, отправившуюся в путь по реке. Как будто мечты Манилова вдруг сами собой стали материализовываться…

Самым практичным, похоже, оказался плот-сауна, где, кроме сауны, есть и своя купальня, и даже своя елка на крыше. Его, разумеется, спроектировали финны. Один из них, Сами Ринтала, человек в Скандинавии известный. Уроженец Хельсинки, он живет в Норвегии. Во-первых, преподает. В университете Осло. А во-вторых, так любит охоту, рыбалку и вообще природу, что в апреле переехал из Осло еще дальше на север. Противник мегаполисов, Ринтала совмещает скандинавскую практичность с утопическими проектами. Например, построил самый маленький в мире отель, в который выстроилась очередь на несколько лет вперед. В норвежском городе Киркенесе он планирует построить движущийся остров под названием NoMenLand. На этой ничьей плавучей земле будет 4 домика (один, разумеется, сауна). Об оригинале Ринтале мне рассказывает Люба Кузовникова, куратор, арт-директор проекта «Девушки на мосту», которая приехала на Угру из Норвегии, как раз из города Киркенес.

Я, признаться, уже ничему не удивляюсь. Ни тому, что по Угре плывет международная флотилия плотов. Ни тому, что в деревню Звизжи съехались люди почти со всего света. Ни тому, что с крыши плавучей финской сауны в реку Угру прямо в одежде ныряет отчаянная девушка Кристина, за ней мальчишки, а за ними также одетый дедуля в усах, счастливо отфыркивающийся, как морж. «Ноев Ковчег» так Ноев ковчег.

Но самое интересное, конечно, это не столько то, кто сюда приезжает, сколько то, кто здесь остается. Для жителей деревни Звизжи фестиваль «АрхСтояние» не только развлечение. В некотором смысле это точка опоры, которая может помочь им перевернуть мир. Перевернуть, конечно, сильно сказано. Но, может быть, помочь по-другому взглянуть на себя, свои возможности. Пока «АрхСтояние» дает лишь перспективу. Некоторые из деревенских помощников начали работать вполне профессионально как художники и ландшафтные дизайнеры. Другие обнаружили, что обслуживание фестивалей open-air может быть делом доходным. Потому как на свежем воздухе у гостей аппетит разыгрывается. А некоторые и вовсе с Полисским по осени в Венецию на архитектурную биеннале едут. На вопрос, чем в Венеции народ будете удивлять, Николай Полисский рассудительно говорит: «Там места-то нет особенно удивлять. Это у нас просторы. А там павильон маленький. Мы на балкончике слепим гнездышко. Как ласточка вьет гнездо. Ласточка ведь не думает о величии дома, под крышей которого примостилась. Так и мы. Слепим свое гнездо. Абсолютно ни на что не похожее. Задача — показать архитектуру без архитектуры. Ну и, конечно, документацию акций в Никола-Ленивце повезем». Похоже, это будет документация факта, что современное искусство может быть двигателем жизни.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера