Архив   Авторы  
За пультом - Юрий Темирканов

Музыкой навеяло
Искусство и культураСпецпроект

Давид Смелянский: "Боюсь громких слов и все же признаюсь, мне очень хочется попытаться создать на нашей почве в небольшом провинциальном городе русский Авиньон"


 

Продюсерская карьера Давида Смелянского началась в начале 90-х в "АРТели АРТистов" Сергея Юрского. В 94-м он учредил Российское государственное театральное агентство, на счету которого десятки спектаклей и широкомасштабных проектов, сотрудничество с МХТ им. Чехова, "Ленкомом", театром "Et cetera", Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, Андреем Кончаловским и многими другими. Последняя любовь - фестиваль "Балтийские сезоны", в пятый раз открывшийся 18 июля в Кафедральном соборе Калининграда. За три с половиной месяца публика встретится здесь с Владимиром Спиваковым, Юрием Темиркановым, Денисом Мацуевым, Олегом Табаковым, Петром Фоменко, Константином Райкиным, Валерием Фокиным... Откроет для себя новые, еще никому не известные имена. О том, с чем "Балтийские сезоны" пришли к первому юбилею, и пошел наш разговор.

- Фестиваль ведь не замышлялся долгожителем? Такой одноразовый проект, художественная часть торжеств по случаю 750-летия Калининграда?

- В некотором смысле - да. Только трехразовый, потому что на следующий год не менее пышно отмечалось 60-летие области, а первый, "пробный", был чем-то вроде "навстречу"... ну, как в старые добрые времена - навстречу ХХV съезду КПСС. Благодаря усилиям Михаила Ефимовича Швыдкого мы три года стояли отдельной строкой в федеральном бюджете.

- А когда все отпраздновали, почему не сделали ручкой? Или доходы оказались столь привлекательны?

- Ни то ни другое. У этой истории наметился свой сюжет, своя драматургия, если хотите. Когда все еще только заваривалось, я объездил всю область и понял, что ситуация здесь совершенно запущенная. Приезжают с концертами и спектаклями по большей части какие-то Чичиковы. Не говорю уж о качестве продукции, а просто о надувательстве: продадут билеты и кинут публику - ничего не покажут. С другой стороны, амбиции, мы, мол, Европа и искусство нам подавай европейское. Только они его в глаза не видели. Просто такое состояние души. А на самом деле, когда в афише появился знаменитый европейский спектакль Льва Додина "Московский хор" по Петрушевской, все были уверены, что приезжает хор из Москвы.

- И тут Российское театральное агентство во главе с известным продюсером Давидом Смелянским: пришли, увидели, победили...

- Не тут-то было. Город мне не доверял: ни местные власти, ни местный бизнес, ни зрители. Понимали, конечно, что все-таки есть указ президента, и мы сделаем что-то приличное, но видели в нас варягов, которые заскочат и потом быстренько отвалят. Поверил только губернатор области Георгий Боос.

- И когда же случился перелом и появилась перспектива?

- Только на четвертый сезон. Закончилась "официальная" часть, и в воздухе повисло напряжение: ждали - уйду или останусь. Теперь надо было по-другому верстать бюджет. Сейчас мы вкладываем практически 40 процентов собственных денег, заработанных на продаже билетов. Конечно, мы бы не выжили, если бы нам не помогала Калининградская авиакомпания. Ведь мы перевозим огромные коллективы, тысячи людей. В этом году цены на билеты выросли - подорожало горючее, а в прошлом они сажали наших пассажиров за три тысячи вместо девяти-десяти. Между прочим, когда они приобрели первый "Боинг", то назвали его "Юрий Темирканов", потому что он пять лет назад открыл "Балтийские сезоны", и теперь, можно сказать, у нас свой самолет. Тесно сотрудничаем с туристической фирмой, занимающейся размещением, и с одним городским рекламным агентством. Ведь нас, организаторов фестиваля, всего пять человек.

Наверное, я сентиментальный человек, но когда к тебе на улице подходят совершенно незнакомые люди и благодарят - одна пожилая женщина чуть ли не со слезами на глазах говорила мне, что теперь может спокойно умереть, потому что видела спектакли Эйфмана, - честно скажу, никуда "уходить" не хочется. Мы знаем не понаслышке, а по продажам билетов, многие горожане свои отпуска теперь согласуют с репертуаром фестиваля. Чтобы не пропустить.

- Мне всегда казалось, продюсер меньше всего профессия сентиментальная, скорее рациональная. А если уж чувства, то больше азарт, чем просветительство, требующее терпения и времени.

- Ваша правда, но тут все сошлось. Я никуда не спешу, пришел всерьез и надолго. Надеюсь. Боюсь громких слов и все же признаюсь, мне очень хочется попытаться создать на нашей почве в небольшом провинциальном городе русский Авиньон. Слово "провинциальный" для меня, провинциала, совсем не ругательное, а милое и теплое. К тому же географическое расположение Калининграда весьма удобно.

- Никак, музыкой навеяло. Так вы не Чичиков, вы - Манилов?

- Говорил же, боюсь громких слов...

- Вот я и испугалась. Спустимся на грешную землю. Лето стало мертвым театральным сезоном. Куда исчезли гастроли? Они невыгодны?

- Конечно. А у них была жизненно важная функция - кровообращение.

- Ее частично заменили фестивали. А государство что-нибудь делает, хотя бы законодательно, дабы восстановить нормальное функционирование организма?

- Ничего. Отвечаю полностью за свои слова. Министерство культуры этим совершенно не занимается. Дверь, на которой когда-то красовалась табличка "Гастрольный отдел", заперта, и ключ потерян. Свободных площадок нет. Закон о меценатстве не принят. История один к одному с ГАИ: главная и единственная функция - карательная. Разве мы видим на улицах регулировщиков, разгребающих пробки? Да не в жисть. Так и с театрами. Все мысли не о том, как помочь обустроиться в рыночной экономике, а как поймать за руку - не укради. Да, на первоначальном этапе меценатство было тесно связано с отмыванием грязных денег, но время-то идет.

- Во что обходятся "Балтийские сезоны"?

- 30 миллионов рублей.

- Это много?

- Средне, если учесть обширность и статусность филармонической программы.

- Самое время спросить, есть ли еще фестивали, объединяющие классическую музыку и серьезный драматический театр?

- Знаю только брайтонский. Брайтон не тот, что в Америке, а тот, что в Старом Свете - в Англии. Но и здесь мы своего перчика добавили. С прошлого года привозим лучшие дипломные спектакли театральных вузов страны. Уверен, если "всерьез и надолго", надо искать контакт с молодежью города, формировать зрителя.

- Правильной дорогой идете, товарищи, но, если оглянуться, какие ошибки были допущены, какие уроки пошли впрок?

- Ну, например, на первом фестивале я решил, если привожу впервые в город сам Большой театр, то могу и цены на билеты сделать большими. Оказалось, нет. Аж на три с половиной тысячи замахнулся, по московским масштабам - всего ничего. Здесь облизывались, но не потянули. Теперь точно знаю, что могу позволить 30-40 билетов по две тысячи. Хотя поход на фестивальные спектакли стал в городе делом престижа. Нужна умеренность и в репертуарной политике. Никого не хочу обидеть, но к мировому авангарду местная публика еще не готова и шоковая терапия вряд ли пройдет. К сожалению, пока руки не доходят, но нужно искать новые формы контактов со зрителем. Или старые. Что-то вроде творческих встреч. Ведь приезжают и музыканты, и артисты не первого, а первейшего ряда.

- Кстати, а им-то все это зачем? Вряд ли гонорары соперничают с зарубежными.

- Трудно поверить: ностальгия по родному зрителю.

- Ни один юбилей теперь не обходится без праздничного торта, подарков и фейерверка. Чем будете удивлять?

- Наш сюрприз калининградцам во всех смыслах дорогого стоит. В гостях у "Балтийских сезонов" - фестиваль CRESCENDO. Вместе с НФОР выступят солисты Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Иван Почекин, Рэм Урасин и другие. На закрытии за пульт встанет Дмитрий Лисс, художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра.

Хочу, чтобы в честь праздника встретились два моих любимых ребенка.

- Два детища.

- Это мои любимые законнорожденные дети. Я их сам зачал, сам родил, сам ращу. И никого не подпущу.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера