Архив   Авторы  
Сцена из спектакля «Антракт» Жозефа Наджа

Оранжевая эволюция
Искусство и культураСпецпроект

Театральный фестиваль "Территория" встряхивает московскую осень третий год кряду. Жаль, что такие опыты по расширению сознания остаются исключением



 

Это стоило видеть. Солист-тенорок дьяческим речитативом распевал "Норму" Сорокина. Флейта и тромбон, альт и виолончель с аккордеоном обсуждали его подвывания игрой и разговорами, но время от времени тоже вели себя неадекватно и под конец слились в как бы классическом хоре. Такого душевного шабаша в Москве не наблюдалось со времен светлой памяти Дмитрия Александровича Пригова, вопившего кикиморой при всяком удобном случае. Нынешний случай был частью фестиваля "Территория", что встряхивает московскую осень третий год кряду.

"Территория" изначально затевалась как фестиваль внезапный и балованный. В патронах у него Министерство культуры и администрация президента, в худсовете семеро модных харизматиков нового поколения, в том числе Евгений Миронов, Кирилл Серебренников и Теодор Курентзис. А в программе только нестандартные спектакли, обещающие если не новое слово (с ним-то всегда трудно), то хотя бы новый взгляд на давно известное. На первую встречу с журналистами худсовет пришел в оранжевых метростроевских касках и объявил радикальную по всем форматам программу. Манифест провозглашал давно назревшее недоверие к слову, тренд к расширению театральных границ и включение в категорию искусства личных проявлений профессионалов. Осваивать новые территории пообещали люди из драматического театра, классической музыки, современного танца, видеоарта и перформанса. Тогда же, с самого начала, стало ясно, что происходит нечто категорически новое в официальной культурной политике: прежде у собрания радикальностей не было столь внятной высокой поддержки. Три года спустя "Территория" как будто стала частью культурного ландшафта, но выглядит все равно экзотически - очень уж топорщится смычка власти и авангарда.

Нынешний фестиваль все вышесказанное подтвердил. Упраздняли жанровые границы и чокнутые перформансы в бывших заводских цехах, и тщательно обдуманные спектакли на сценах вроде "Мастерской" Фоменко. На то же нацеливались мастер-классы заезжих факиров, практикующих дадаизм по-индийски (Академия драматического искусства и дизайна из Нью-Дели), и великолепно традиционная Алла Демидова. Наконец, фестиваль занимался соединением крайностей в музыкальных премьерах, сводящих Запад с Востоком.

Самым ожидаемым был спектакль "Антракт" Жозефа Наджа. Этот радикал со стажем уже давно стал статусным артистом. Художник, режиссер и актер, обжившийся во Франции восточноевропеец, словом, со всех сторон человек пограничья, Надж всякий раз радовал Москву абсолютно природным умением выстраивать спектакли вне жанров. Поводом для раздумий на этот раз стала китайская "Книга перемен", прочитанная безо всякой этнографии, разве что с китайским почтением к реквизиту и теневому театру. За матовым стеклом неведения судьбы сам Надж показался сначала агнцем, потом страшным египетским Сетом, а агрессивное трио оттанцевало прямолинейный мужской ужас перед сложностями бытия. Смешно думать, что Надж захотел бы иллюстрировать или "воплощать" даже великую книгу. У него получилось личное прочтение, дробное и подвижное, как калейдоскоп, и усталое, как бесконечный поход на восток европейских интеллектуалов.

Люди с Востока, напротив, шли навстречу Европе - на фестивале показывала своего "Войцека" Лаборатория движения "Садари" из Южной Кореи. Вообще-то постановка пьесы Бюхнера прославила этот театрик на прошлогоднем Эдинбургском фестивале. Странно только, что, исповедуя аскетичный physical theatre, дюжина отличных танцовщиков не смущается смешивать его с невыносимо красивыми танго Астора Пьяццоллы. В этом свойстве корейцы неожиданно сближаются с российскими артистами contemporary dance, тоже выступавшими в рамках феста: "Подарок невесты" или дуэт театра "ПО.В.С. Танцы" как будто тянется к бедному театру и минимализму средств и вдруг грешит вытянутыми стопами, живописным костюмом и прочими умильными деталями.

Куда проще дался синтез господам композиторам, представленным на фесте очень достойно. Театру впору позавидовать музыкантам: у них нет конкретики телесных ограничений, времена и границы определяются тоном и ритмом. Здесь "ходил на Восток" великий молчальник Антон Батагов, когда-то писавший между симфониями саундтреки и заставки для канала "Культура", а ныне ставший переводчиком буддийских книг и автором опуса для струнных и ударных "Человек, который стал радугой". Четыре разных автора дописали неоконченный, как известно, Реквием Моцарта. Формального расширения территории при такой афише уже не понадобилось, и музыканты довольствовались обычным концертным залом.

Не то что авторы симфонического перформанса "Богини из машины" Андреас Мустукис и оперы "Станция" Алексей Сюмак, храбро заславшие оркестрантов и публику в сырые цеха "Винзавода". Опыт, в мире заезженный и лишенный авангардного шика, у нас все еще исключительный. И самое забавное, акустика этой территории может поспорить с акустикой свежеотстроенных концертных залов и театров - но это так, к слову...

"Территория" не стала разглагольствовать о просвещении масс, а четко определила целевую аудиторию - студентов театральных вузов России. Их отобрали по конкурсу, а потом пригласили смотреть фестиваль и участвовать (подвергаться экспериментам) на мастер-классах. Им даже показали недоступный для публики и критиков спектакль "в работе" - "Бедную Лизу" в постановке Аллы Сигаловой. "Лиза", может, один из самых важных уроков фестиваля, поскольку переносит идею для массового потребления на более высокий уровень. Для масс - это когда дилетанты занимаются не своим делом, катаются на коньках или боксируют. Для искусства - это когда актриса Чулпан Хаматова и солист балета Большого театра Андрей Меркурьев маются русским романтизмом под музыку оперы Леонида Десятникова. Очень может быть, что из этого дилетантизма прорастет что-то стоящее.

Вообще свод того, чему учили или от чего лечили, получился внушительным. Посмотреть на афишу - события, достойные внимания, но не эталоны и, слава богу, без претензий на эталон. В качестве фестиваля как выставки достижений театрального хозяйства - мило, но ничего особо нового. В качестве фестиваля-школы - очень удачно, поскольку разнообразно, занимательно и нескучно. Жаль, что такие опыты по расширению сознания остаются исключением. Тем более при глобализации не только культур, но и жанров; и тем более при отчего-то переставшем у нас быть модным понятии "толерантность".

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера