Архив   Авторы  
В этом году государственный академический ансамбль народного танца отмечает 50-летие своих легендарных американских гастролей. А на осень пришлись еще две памятные даты - 65-летие школы ансамбля и годовщина смерти его основателя Игоря Моисеева

Так поди же, попляши!
Искусство и культураСпецпроект

Пятьдесят лет назад мир узнал, что русские умеют не только воевать, но и танцевать: Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева сразил сердца миллионов американцев. Перед кем сегодня пляшет уникальный коллектив?

 

Первый в мире ­профессиональный ансамбль народного танца создал удивительный человек. Игорь Моисеев входил в советскую элиту с легкой руки Луначарского, получал концертный зал по личному указанию Сталина, принимал и даже обмывал орден, полученный из рук Путина. Год назад он умер в возрасте ста одного года. Весь свой долгий век участвовал в жизни страны на главных ролях. Ансамбль народного танца собрал в тридцать седьмом, чтобы жить стало лучше и веселее, ставил на Красной площади парады в то же время, когда Лени Рифеншталь в Берлине воспевала арийский дух. При этом Моисеев никогда, ни при каких самых жестких обстоятельствах не изображал лихого пролетарского плясуна, не скрывал дворянского происхождения и даже преподавал дуэльный кодекс в МХТ. Но главное в его биографии - академический ансамбль народного танца, известный в мире как Моисеев-балет. Этот уникальный коллектив представляет собой не только любимое детище Моисеева, но и, возможно, один из крепких институтов советской культуры.

Придуманный как застегнутое на все пуговицы госучреждение с задачей служения высокому искусству, ансамбль стал со временем своего рода сектой - живет закрыто, порядки заведены семьдесят лет назад раз и навсегда. Именем Моисеева здесь стали возносить молитвы и враждовать еще при его жизни. И ныне все его соратники у руля. Самое удивительное, что только так можно поддерживать высокий класс ансамбля, в программе которого одних наименований больше трехсот, включая одноактные балеты и хореографические сюиты. Однако разговоры о культурной и художественной ценности в случае с ансамблем Моисеева можно и отложить. Дело в том, что Моисеев и его артисты первыми улучшили имидж советской страны за рубежом и в этом качестве и в нимбе былой славы живут сейчас как памятник самим себе.

Пятьдесят лет назад моисеевцы пробили брешь в железном занавесе, подняв в стоячей овации зал "Метрополитен-опера" и приняв приглашения на частную вечеринку Жаклин Кеннеди. Станцевали на сценах "Гранд-опера" и "Ла Скала". Конечно, громадную роль в этом "наведении мостов" сыграл сам Моисеев - прекрасно образованный, владеющий языками дипломат и кризис-менеджер, все-в-одном. Он мог найти общий язык почти с кем угодно, получил сотню наград разных стран и работу по окультуриванию имиджа страны выполнял так же хорошо, как и собственно балетмейстерские задачи. Ансамбль был в известном смысле политическим высказыванием: при потрясающе разной афише с танцами народов мира он просто гипнотизировал мощью. И внушал оптимизм, какой может внушать только умытое и профессионально обработанное народное искусство.

В безвременье девяностых этот гигант позитива стал никому не нужен. Школа и бренд - другое дело: мир наводнили гастарбайтеры из ансамбля Моисеева, пришедшиеся ко двору в самых знаменитых балетных труппах мира, включая нашумевшее шоу Riverdance. Ныне ситуация переменилась. Шоу рассыпаются, а ансамбль Моисеева жив и благодаря полученному четыре года назад гранту от Путина сумел себя спасти. На этой волне он в начале нынешнего года отправился в долгие гастроли по 33 городам Америки, отметив полвека культурного прорыва, дал концерты в Индии и Болгарии, Ростове и Санкт-Петербурге. То есть после невнятной паузы длиной в пятнадцать лет вернулся к нормальной жизни.

Только вот на фоне этих благостных реляций становятся особенно очевидными проблемы "национального достояния". Ведь все достоинства ансамбля Моисеева суть продолжение его недостатков.

Жесткий курс на замкнутость, самовоспроизводство и строгое следование мантре "так было при Моисееве" - причина того, что класс в ансамбле и школе-студии ведут одни и те же педагоги. Школа поощряет жестокую конкуренцию: раз в пять лет только двадцать из полусотни выпускников становятся артистами ансамбля, и уж они знают каждой мышцей, что нет бога, кроме Моисеева. Чтобы не размыть фирменный стиль, сюда допускают только один процент артистов со стороны, да и тех почти год доводят до нужной кондиции. В результате "свежей крови" нет - артистов извне никаких, новых хореографов не пущают, даже методы консервации используют только проверенные.

Есть проблема и с домом. Легендарным сталинским указанием ансамбль "прописали" в самом сердце Москвы, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, там же располагаются и репетиционные залы. Однако за годы у гиганта ГААНТа (Государственного академического ансамбля народного танца) накопились тонны костюмов и декораций. Выбросить нельзя, хранить негде, ящики и кофры заполонили репетиционный зал. Претендовать на площадь расквартированной тут же филармонии ансамбль не хочет, покидать дом на Маяковке - тем более. Еще одна щепетильная проблема - гастроли. Прошли те времена, когда между странами и континентами после большой политической артподготовки порхали национальные театры, коим по сути является ансамбль Моисеева. Новый продюсер живет в эпоху Youtube, потому на турне экономит как может. Раньше ансамбль гордился живой музыкой и оркестр был аргументом в пользу солидности гастролей, ныне он - лишние автобус, авиабилеты и этаж в гостинице, так что продюсер приветствует фонограмму. К тому же стоимость аренды залов повышается за счет перевозки четырех тонн багажа, нужных ансамблю на концерте. А концертов он дает в среднем по четыре в месяц, и зал неизменно полон, можно проверить, при том, что рекламы у моисеевцев никакой, кроме хилого баннера на зале Чайковского. И смысла нет, когда зал под завязку, и скидок бывшему "национальному достоянию" никто не делает.

Бренд ансамбля Моисеева сегодня принадлежит Минкультуры. Как лауреаты президентского гранта артисты получают гарантированно сносные деньги, плюс гастрольные надбавки. Однако, будучи федеральным госучреждением, на премии и костюмы ансамбль зарабатывает сам. Да и с дополнительным источником доходов ситуация нескладная. Администрация ансамбля уже пресекла гастрольные чесы мобильных групп, работавших в девяностые под его вывеской, а разбивать свой ансамбль на маленькие летучие команды не велят гордость и здравый смысл - сила ГААНТа в его масштабе. Ансамбль похож сейчас на старый сухогруз: большой, неповоротливый, гордый былым величием, он вызывает ностальгический вздох либо полное недоумение. Где та страна, которая им гордилась, и где те идеологические задачи, которые он должен был решать? Дружбе народов сейчас способствуют совсем другие ценности, так что живому музею ГААНТу не позавидуешь.

В условиях рынка ансамбль мог бы процветать, если б не цеплялся за прошлое. Ведь любые копии его постановок и трюков не могут повторить оригинальное качество - это видно сразу. К тому же ансамбль с любым набором поставленных полвека назад танцев выдает такой позитив, что зрителя приходится потом откачивать от восторга. У зарубежных продюсеров до сих пор самым ходовым товаром числится русская плясовая "Лето", городская кадриль да вооруженные "акаэмами" моисеевские "Партизаны" - классика жанра, живой музей сувениров. И, наконец, творчество ансамбля Моисеева представляет собой тот наивный и прекраснодушный "первый писк глобализма", который ни на что не претендовал и никого не умалял, всех объединяя и радуя. Что аргентинских пастухов гаучо, что нанайских мальчиков, что семь башкирских красавиц. Может, в качестве гаранта дружбы братских народов и "лица" отдельно взятой страны он пригодится для улучшения имиджа глобального мира?

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера