Архив   Авторы  

Пуанты класса люкс
Искусство и культураСпецпроект

11 февраля в Нью-Йорке пройдет самый звездный балетный фестиваль. На сцене Линкольн-центра выступят солисты из девяти прославленных балетных трупп мира




 

В Нью-Йорке грядет балетный «гала» - «Звезды XXI века». Несмотря на крайнюю непродолжительность (всего один день), событие это чем-то напоминает всемирный съезд балетоманов. Идея организаторов в том и состоит, что они берутся собрать на один вечер под одной крышей лучших из лучших - и участников, и постановки, и публику.

Идея родилась в 1993 году, и связана она с именем русского арт-директора Надежды Веселовой-Тенсер. В прошлом танцовщица, теперь жена продюсера Соломона Тенсера, который подвел надежный материальный фундамент под все ее балетные начинания. Главным из них по праву может считаться фестиваль. Выставка достижений всемирного балетного цеха началась с Торонто. Оттуда эта благородная лихорадка перекинулась в столицу моды и духов. Правда, парижане, как всегда, явили миру свой фирменный национальный консерватизм - французским этуалям путь на фестиваль, как правило, заказан, их вселенная - Парижская опера, и только она одна. Зато, например, примы Большого и Мариинки с огромным удовольствием выходят на фестивальную сцену, где бы она ни была. А вариантов, собственно говоря, три. Выступления проходят в феврале в Нью-Йорке, в мае в Торонто и в сентябре в Париже, открывая там местный балетный сезон. Зато только и исключительно в Нью-Йорке на церемонии артистам вручаются балетные «Оскары»: Brilliance of the XXI Century.

В кулуарах предприятие прозвали чемпионатом мира по балету. И это никакое не преувеличение. Потому что среди всех подобных проектов нет ни одного такого, где бы на одной сцене за один вечер появлялись 14-15 звезд высшего разряда. Реальных конкурентов у «Звезд» сегодня нет. Между прочим, на фестивале порой присутствуют - о чем далеко не всегда знают обычный зритель и даже ушлый журналист - великие легенды прошлого. И пусть Нуреев, Нижинский или Фанни Эльслер уже не посетят сей форум, но на нем не раз был замечен Михаил Барышников, ощупывающий сцену цепким глазом профессионала. Встретить его, только что отпраздновавшего свое 60-летие, в кулуарах - чем не заветная мечта?

Кого ожидать на этот раз? Устроители обещают солидный состав. Будут звезды из девяти балетных трупп мира: тут вам и New York City Ballet, и Лондонский Королевский, и Grand Opera, и Берлинская опера, и Венская. А вот суперактуального нидерландского и датского балета вроде как нет и не предвидится. Организаторы свято блюдут свой консервативный имидж? Нет, все, конечно, чуточку сложнее. Это в самом начале за фестивалем закрепилась слава слегка ретроградного. Кого-то это радовало, кого-то огорчало, но до ломания копий дело так и не дошло. Критики лишились жареной темы, зато зритель получил гармоничную и сбалансированную программу. «Миф о консервативности нашего имиджа - это, безусловно, дань прошлому, - уверен исполнительный продюсер фестиваля Владислав Москалев. - У нас мероприятие построено таким образом, что очевидная дань традиции занимает 50 процентов программы, не более. Хореография на сцене очень разная. Классика, конечно, есть. Например, на этот раз непременно будет «Жизель». Но в то же время обещана и «Гибель розы» Ролана Пети. Ожидается также два или три ультрасовременных номера - их ставит Берлинская опера, это будет мировая премьера. Вот такой микст всевозможных стилей». Впрочем, вечный разговор о классике и авангарде сегодня становится все более и более затруднительным. Вот взять, к примеру, Баланчина. Казалось бы, величайший новатор, а сегодня его имя уже овеяно ореолом классика. По-видимому, граница классического подвижна, она скользит вверх по шкале времени. «Происходит это в той мере, - считает Владислав Москалев, - в какой очередной хореограф хочет по-новому поставить известную вещь. Ведь одно дело, например, хрестоматийный «Корсар» сам по себе, и совсем другое, когда тот же «Корсар» идет в версии Ратманского. Вокруг этой проблемы очень много споров, и согласия сегодня не найти: что такое классика, меняется это понятие или нет. На мой взгляд, меняется. Однако мы стараемся дать артистам возможность проявить себя там, где они больше всего раскрывают характер. Этуали и примы сами выбирают, какой вариант им танцевать. Тот, который был поставлен 100 лет назад, или тот, который буквально в этом сезоне изменился до неузнаваемости под рукой современного хореографа».

Да, в какой-то мере знаменитость - сама себе продюсер. А их в Нью-Йорке будет, как всегда, много. Это и Дэвид Холлберг (American Ballet Theatre), Рональд Савкович и Шоко Накамура (Berlin Opera Ballet), Мария Ковровски (New York City Ballet), Мириам Оулд-Брахам и Джереми Белингард (Paris Opera Ballet), Даниил Симкин (Vienna Opera Ballet). И, конечно же, наши прославленные Светлана Лунькина и Николай Цискаридзе из Большого, Анастасия и Денис Матвиенко из балета киевского.

ЗА КУЛИСАМИ

Доброволец

О том, как родилось желание поддерживать на плаву такое масштабное и дорогостоящее мероприятие, как фестиваль «Звезды XXI века», корреспонденту «Итогов» рассказал продюсер проекта Владимир Гудков .

- Сегодняшние разговоры о «социальной ответственности бизнеса» - всего лишь риторика? Или тут может быть долговременная тенденция, как, скажем, во времена Лоренцо Медичи? Как привлечь бизнес к финансированию культурных проектов?

- Если бизнес-проекты добиваются стабильного положения, то у их кураторов в какой-то момент возникает желание обратить взор на гуманитарные и благотворительные цехи. Творцы успеха не прочь поддержать материально просто творцов. Рассуждения о социальной ответственности бизнеса, конечно, всего лишь разговоры. И не они играют роль побудительного мотива. Просто человек вполне способен сам для этого созреть. Ну и определенная прагматика - в хорошем смысле слова - здесь играет роль, безусловно. Доброе имя организации складывается из многих составляющих, и одно из главных условий формирования имиджа - это отношение бизнеса к социальной сфере. Успешнее всего, как правило, те благотворительные программы, которые финансируют бизнесмены, ощущающие себя частью локального сообщества. Они искренне заинтересованы в решении проблем социалки, в социальной стабильности, улучшении общественного климата. И поэтому готовы добровольно вкладывать в это деньги. С другой стороны, задача государства состоит в том, чтобы совершенствовать законодательство. Это должно быть сделано для того, чтобы бизнесу стало выгодно финансировать культурные проекты. Вот тогда можно будет предметно говорить о долговременных тенденциях...

- Действительно ли эти шаги упираются в несовершенное налоговое законодательство?

- Наш президент уже говорил, что общество созрело для выполнения благотворительной миссии. И хотя на сегодняшний день российское законодательство не предусматривает особых льгот для компаний-благотворителей, мы не первый год поддерживаем спортивные соревнования для детей-инвалидов и воспитанников детских домов, восстановление храма в Люберцах, проведение кинофестиваля имени Андрея Тарковского и гала-балет «Звезды XXI века». Без всякой оглядки на несовершенное налоговое законодательство.

- Какая система нам больше подходит - французская, где культурным спонсором выступает государство, или американская, где первенство держит бизнес?

- Несомненно, государство должно поддерживать культуру и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. Но пока в России финансирование культуры будет происходить по остаточному принципу, придется действовать по американскому или английскому варианту, хотя этот процесс внебюджетного финансирования культуры все же носит в нашем государстве в основном хаотический характер.

- В связи с этим: может ли спонсор как-то влиять на репертуарную политику? Или спонсорство и госзаказ должны быть абсолютно вне эстетических позиций?

- И для искусства, и для зрителей важно, чтобы меценат или спонсор, финансирующий культурное мероприятие, не вмешивался в творческий процесс. Все остальное - предмет для обсуждения. В итоге силы всех спонсоров культурных проектов - и государства, и бизнеса, и продюсеров - должны быть направлены на достижение единой цели - сохранение и развитие культуры и искусства.


Евгений Белжеларский

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера