Архив   Авторы  

Тут и сказке конец
Искусство и культураСпецпроект

"Гарри Поттер и Принц-полукровка" выходит на экраны в разгар кризиса, поразившего индустрию фэнтези


 

Кинопоттериана выходит на финишную прямую. На этой неделе в прокате стартует экранизация шестой части романа Джоан Ролинг "Гарри Поттер и Принц-полукровка". Новый фильм с бюджетом более 200 миллионов долларов долог и обстоятелен, как нудный урок истории маглов с профессором Бинсом. Насыщен сюжетными ингредиентами, словно магическое снадобье нового героя сериала, преподавателя зельеварения Горация Слизнорта (его сыграл патриарх британского кино Джим Бродбент). Режиссер Дэвид Йейтс, которого фанаты ругали за безжалостное экранное оскопление предыдущей книги, на сей раз не выкинул из текста практически ни слова и даже добавил кое-что от себя. 16-летний маг и его друзья будут заняты не только разгадкой тайны некоей августейшей особы, но и преодолением тинейджерских комплексов.

Однако не думайте, что полная и окончательная победа над кинематографической ипостасью Того-Кого-Нельзя-Называть близка. Скоро сказка сказывается… Несмотря на то что книг о Гарри Поттере написано семь, продюсеры сериала решили продлить удовольствие от расправы со злым волшебником и планируют сделать из заключительной, седьмой книги кинодилогию. Оно и немудрено, ведь сейчас, как и в начале эпопеи, у Поттера нет конкурентов. Он снова стал принцем Гарри королевства фэнтези-литературы. За последний год, перефразируя не менее известного английского автора, подгнило что-то в волшебном королевстве.

В 1997 году, после публикации первого романа о Поттере, дебютантка Джоан Ролинг проснулась знаменитой. А на сегодняшний день заработала на книгах более миллиарда долларов. Получила орден Британской империи и пристроила права на экранизацию голливудским боссам. Только теперь открываются некоторые подробности этой исторической сделки. Оказывается, контракт с крупной киностудией мог быть и не подписан. Окрыленная успехом дебютантка предъявляла компании Warner Brothers слишком много условий. Ей бы обрадоваться интересу со стороны голливудского мейджора да молча подписать контракт, но она тянула и требовала, чтобы главные роли в будущей картине играли только англичане, а кастинг проходил под ее чутким руководством. Гарантом сделки выступил Крис Коламбус, который впоследствии поставил первые две части сериала: знаток детского кинематографа, автор комедий "Один дома" и "Миссис Даутфайер" просчитал потенциальный успех истории Ролинг и уговорил Warner Brothers принять все ее условия.

Первая экранизация - "Гарри Поттер и философский камень" - взвинтила продажи романов до волшебных высот, и в индустрии развлечений случился второй сказочный бум. Первый связывают с публикацией трилогии "Властелин колец" в 1950-х годах. Как и в случае с Толкиеном, породившим массу последователей, самым известным из которых считается Клайв Стейплз Льюис, стали появляться авторы, писавшие "ответы Гарри Поттеру". В России, например, дело дошло до скандала: представители Джоан Ролинг даже судились с нашим Дмитрием Емцом и его "Таней Гроттер". Каким количеством новых имен "обогатилась" мировая литература! Филип Пулман, Лемони Сникет, Йон Колфер, Корнелия Функе, Филип Рив, Кристофер Паолини. Какие-то издатели заманивали читателя, перечисляя регалии своих авторов, другие напирали на возраст (так, Кристоферу Паолини на момент написания романа "Эрагон" было 15 лет). Самые хитрые называли Гарри бастардом и обвиняли Джоан Ролинг в плагиате. Свою лепту в разжигание межнациональной любви к поттериане внесла и католическая церковь: первые книги Ролинг предавали анафеме и объявляли еретическими. Но главным информационным партнером фэнтези стал, конечно же, кинематограф. Продюсеры, словно авантюристы-охотники за драгоценным песком в период золотой лихорадки, искали права на сказочную литературу, чтобы сделать ее экранной былью. Первым делом вспомнили про классиков: в 2001 году за три недели до релиза первой части поттерианы на экраны вышел "Властелин колец: Братство кольца". А свежеобразованная кинокомпания Walden Media назвала приоритетным направлением своей деятельности проекты для детей и юношества: к запуску готовились "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" по Льюису.

Специалисты до сих пор не могут внятно объяснить причины успеха английской писательницы. Одни связывали феномен Гарри Поттера с терактами 11 сентября: мол, увлечение волшебным миром поттерианы - крайняя форма эскапизма, попытка сбежать от реальности. Другие свысока рассуждали о "грамотном пиаре", развернутом вокруг книги, и "внушаемости масс". Третьи резюмировали: все причины сошлись воедино.

Что бы там ни было, но эпидемия отступила так же стремительно, как и началась. В 2007 году с выходом финальной части литературной поттерианы "Гарри Поттер и Дары Смерти" общие тиражи книг фэнтези начали стремительно падать. Большинство имен кануло в Лету, словно бы и не существовало. Оказалось, что истории про мальчика-волшебника были недолговечным фундаментом эфемерного, карточного домика фэнтези-литературы. Снесли основу - посыпалась вся конструкция. Филип Пулман и Йон Колфер, например, быстро свернули свои проекты и занялись сочинительством классических подростковых детективов. Перебрав волшебных напитков, человечество испытывало такой тяжкий абстинентный синдром, что отвергло даже "похмельный" хит "Хроники Нарнии: Принц Каспиан". Картина собрала почти вдвое меньше "Льва, Колдуньи и Волшебного Шкафа". А "Золотой компас" по роману Филипа Пулмана и вовсе провалился в прокате, разорив студию-производителя New Line Cinema.

Наконец, проблемы начались и у самого "Гарри Поттера" - от любви до ненависти один шаг, особенно когда дело касается барышей. Так, совсем недавно сеть кинотеатров IMAX не моргнув глазом сдвинула прокат "Принца-полукровки" ради блокбастера Майкла Бэя "Трансформеры 2: Месть падших". История про юного чародея показалась крупнейшей сети менее волшебной. Выяснилось, что инфантилизм - это недуг сродни детским болезням. Им надо переболеть, и иммунитет выработается сам собой. Повзрослев вместе с героями саги, фанаты поттерианы потеряли всякий интерес к фэнтези как таковому. И хотя продюсеры экранизаций оттягивают прощание с одним из самых своих прибыльных героев, у этой сказки может оказаться не самый счастливый коммерческий финал.

Сами по себе

Сообразили на троих

Главный вопрос, который сейчас мучает поклонников поттерианы: что будет с молодыми английскими актерами, исполнившими главные роли в сериале? Голливуд не торопится проявлять ответственность к тем, кого приручил. Зато блудных детей привечает родная Британия. Каждый из них выбрал свой творческий путь. Так, Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер), состояние которого за 2008 год приумножилось на 25 с лишним миллионов долларов, востребован кинематографическим мейнстримом, телевидением и театром. На большом экране его можно было видеть в классической драме "Декабрьские мальчики". Скандальная постановка Equus с участием голого Рэдклиффа стала хитом театрального сезона-2007. А роль сына Редьярда Киплинга в популярном мини-сериале "Мой мальчик Джек" была отмечена телевизионными критиками. Сейчас Дэниел играет художника и фоторепортера Дэна Элдона в байопике "Путешествие". Руперт Гринт (Рон Уизли) делает карьеру в арт-хаусе. В 2002 году авторская комедия "Гром в штанах" с Гринтом получила приз франкфуртского фестиваля фильмов для детей и юношества "Лукас". Драма "Уроки вождения" с Гринтом в главной роли претендовала на "Золотого Георгия" ММКФ 2006 года. Триллер "Вишневая бомба" был представлен в параллельной программе Берлинале-2009. Руперт по­пробовал себя в коммерческой комедии "Дикая мишень". За год он заработал больше 5 миллионов долларов.

А вот Гермиона Грейнджер - Эмма Уостон успела воспользоваться лишь двумя пересменками между "Гарри Поттерами": сыграла небольшую роль в мелодраме "Балетные туфельки" и озвучила героиню мультфильма "Приключения Десперо". Хлебнув актерской профессии, она нашла ее крайне ненадежной: "Быть актрисой, безусловно, престижно, и это денежный бизнес, но я предпочитаю иметь более основательную профессию, в которой буду востребована в любом возрасте". Уотсон решила поступать в Гарвард, чтобы изучать английский язык. Впрочем, порывать с шоу-бизнесом она не собирается: деньги на обучение в престижном колледже собирается зарабатывать в качестве фотомодели - сейчас девушка не сходит со страниц самых престижных глянцевых журналов. Впрочем, на первое время в Гарварде ей уже должно хватить: ее годовой заработок оценивается в 5 миллионов 500 тысяч долларов.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера