Архив   Авторы  
Талант Марка Ротко нашел отражение не только в живописи, но и в театральной постановке о художнике. Сцена из спектакля "Красное" Бродвейского Золотого театра. В роли Ротко - Альфред Молина (на фото слева)

Худо-дорого
Искусство и культураСпецпроект

Марк Ротко стал одним из самых дорогих художников планеты с подачи американского Госдепа?


 

В Москву привозят выставку Марка Ротко - впервые. В отечественных музеях нет ни одной работы этого художника российского происхождения. В питерском Эрмитаже когда--то, в далеком уже 2003-м, выставлялось работ двадцать. И все. Да и многие ли еще несколько лет назад предполагали, что именно этот художник станет сегодня самым дорогим в аукционной категории Сontemporary Аrt? Кем он был: гениальным дизайнером, современным иконописцем или, как его иногда называют, маляром с валиком вместо кисти? И уж точно Ротко можно считать самым загадочным из абстрактных экспрессионистов. Более полувека назад Америка сделала этих художников - Марка Ротко, Джексона Поллока, Аршила Горки - символами послевоенной эпохи. И сегодня они остаются топовыми авторами во всем мире. "Итоги" попытались разобраться, как им это удается.

Безграничное искусство

Споры о Ротко не умолкают до сих пор: чей же все-таки он художник и чьи хиты продаж он возглавил в очередной раз? Однако любопытно, что именно Ротко, впрочем, даже не подозревая об этом, потряс и перевернул сознание будущих советских нон-конформистов. Когда в 1959 году на Американской национальной выставке в Москве были показаны два полотна - одно его кисти, другое - Поллока, по отзывам очевидцев, у наших художников, внутренне уже готовых к протесту, буквально снесло крышу. Тогда-то они и двинулись по своему будущему пути.

На выставку, которая откроется 23 апреля в центре современной культуры "Гараж", привезут 12 произведений живописи и одну графику. Все - из некой частной коллекции. Чья именно коллекция, устроители категорически говорить отказываются. Известно только, что вещи принадлежали финансисту Эзре Меркину. В июле 2009-го они были проданы за 310 миллионов долларов через посредничество известного нью-йоркского дилера и галериста Марка Глимчера (который, как считают, получил комиссионные в размере 11 миллионов). А вот кому - неизвестно. Молли Дент-Броклхерст, международный координатор "Гаража", наотрез опровергает слухи, что покупателем был Роман Абрамович, который вместе со своей подругой Дарьей Жуковой принимает самое активное участие во всем, что происходит на этой выставочной площадке.

Вообще Ротко считал свои картины с прямоугольными цветовыми полями иконами. И требовал выставлять работы обязательно без рам - максимум тоненькие плашки-кромки в цвет холста. Края картин художник намеренно тонировал так, чтобы живописное поле теряло границы. Нечеткие границы внутренних квадратов - также способ без контраста создавать эффект дрожания, словно от мерцания света электрических ламп. Смотреть на полотна автор рекомендовал с расстояния в 45 сантиметров, чтобы зрителя "затягивало" внутрь цветового поля. Всю свою жизнь Ротко искал для своих работ невыставочную среду. Он мечтал о небольших помещениях, похожих на капеллы, которые были бы рассеяны по всей территории Америки. Свет должен быть приглушен, а само помещение напоминало бы пещеру, в центре которой мерцала- картина. Только в 1964-м он наконец получил заказ, о котором мечтал всю жизнь. Хьюстонская часовня, где на архитектурном уровне передан принцип работы художника с поверхностью холста путем наложения слоев краски и сокрытия одного цвета другим, стала капеллой экуменической церкви и теперь носит название "Капелла Ротко". Сюда съезжаются представители разных конфессий и проводят свои службы. Вот такую точку поставил в своем творчестве и судьбе рожденный иудаистом Маркус Роткович, окончивший жизнь чудовищным богоборческим актом - самоубийством.

"Есть традиция причислять Ротко к "абстрактным экспрессионистам", - рассказал "Итогам" доктор искусствоведения Андрей Толстой, написавший каталожную статью для "гаражной" выставки. - Хотя сам художник категорически отрицал какую-либо свою связь с абстрактным искусством. Иногда его называют "представителем нью-йоркской школы", хотя это совсем уж географическое понятие. А чаще - художником action painting, "живописи действия" - термином, который чаще связывают с именами Поллока и Горки.

Напомним, что первый, как известно, механически разбрызгивал капли краски, а второй выливал краску ведрами и процарапывал силуэты... Вообще-то "абстрактный экспрессионизм" - это некая искусствоведческая условность, придумка, сочетающая художников совершенно различных, в общих арт-объединениях не состоявших, хотя и находившихся в приятельских отношениях. Условно их связывает лишь одно - американское гражданство и эмигрантское происхождение. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что главная "общность", объединяющая их уже в наше время, - это безумный, феноменальный интерес - и рыночный, и выставочный - к послевоенному американскому искусству в целом, и к каждому его персонажу в отдельности.

В хорошей компании

Послевоенная Америка - страна, по ее собственному мнению, победившая фашизм, да еще прямо в его домашнем, европейском логове, - остро нуждалась в своих героях. Герои нужны были во всех областях, а в изобразительном искусстве, пожалуй, особенно, поскольку здесь противопоставить Старой Европе было совершенно нечего. Америке требовалось культурное подтверждение своего военного, технического, экономического превосходства над миром - искусство даже рассматривали как один из идеалов общности народа, амбициозности, наконец, просто силы. Собственно, именно тогда Госдепартамент США, используя искусство как средство формирования имиджа нации, начинает финансировать крупные международные выставочные проекты "абстрактных экспрессионистов". Кто они такие? В первую очередь Джексон Поллок - единственный из всех стопроцентный американец, уроженец штата Вайоминг. Можно было бы считать его и самым дорогим из всей группы, да и вообще в мире, художником, если бы сделка по продаже картины "№ 5" (1948) за 140 миллионов долларов между продавцом--миллиардером Дэвидом Геффеном и предположительным покупателем мексиканским финансистом Дэвидом Мартинесом была зафиксирована официально. А так самой крупной аукционной продажей Поллока остается полотно "Черное и белое. № 6" (1951), достигшее в Нью-Йорке на Sotheby`s в 2001 году потолка 7,98 миллиона долларов.

Остальные художественные лидеры абстрактной послевоенной Америки были сплошь эмигрантами. Голландец Виллем де Кунинг, нелегально прибывший в США в 1926 году, даже не знал английского. Крупнейшая в истории аукционного бизнеса продажа работы де Кунинга - 27,1 миллиона долларов за картину "Без названия XXV" (1977) - состоялась также в Нью-Йорке на Christie`s в 2006‑м. Армянин Аршил Горки, взявший себе революционный псевдоним, эмигрировал из Турции в США в 1920-м. На мировых аукционах работы Горки достигают весьма средних, по меркам антикварного -рынка, результатов. Пейзаж родного села "Хорком" был продан в Нью-Йорке в 2007-м на аукционе Christie`s за 4,2 миллиона долларов. У сына еврейских эмигрантов из Польши Барнетта Ньюмана, который как-то даже выставлял свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка, вообще нет ни одной зарегистрированной аукционной продажи.

Как видим, цены на работы абстрактных экспрессионистов достаточно стабильны. И, как правило, не превышают рубежа в 10 миллионов, что не слишком высоко по современным рыночным меркам. Но есть в этой компании один герой, в середине нулевых взорвавший мировой рынок рекордными продажами. И это тот самый Ротко.

Американский след

Работы Ротко входят в сотню самых дорогостоящих живописных полотен мира. Картина "Белый центр" (1950) занимает в этом списке восьмое место, "№ 15" 1952 года - 17-е место, "Без названия (Красное, синее, оранжевое)" 1955 года - 44-е, а "Без названия" (1954) - 78-е место. Их стоимость исчисляется десятками миллионов долларов (см. врез).

"Думаю, что те, кто покупает Ротко за столь большие суммы, понимают, что приобретают своего рода духовный опыт, - уверен Андрей Толстой. - Ротко крайне негативно относился к современникам-поп--артистам. Интересно, что при этом работы представителей поп-арта и Ротко со товарищи вполне сравнимы по цене. А ведь кажется, что бесконечные "банки супа" и портреты поп-идолов Энди Уорхола - искусство более понятное и приемлемое для потребителя. Напротив, живопись Ротко подчеркнуто интеллектуальна, требует наличия серьезного культурного бэкграунда. Получается, что у них разная публика, разные круги потенциальных покупателей, и всем хватает места и денег". Так что, возможно, речь действительно идет о заслуженном признании и арт-мир проникся наконец--то величием этого странного богоискателя и признал его достоинства и ценности.

Правда, на мой личный взгляд, эта версия не выдерживает критики. Давно слежу за арт-рынком и знаю, что романтике здесь не место. Есть трезвый расчет. Столь резкое, скачкообразное повышение цен на работы Ротко, которое случилось в 2007-2008 годах, связано со спекулятивной активностью, в первую очередь американских участников рынка. Заметьте, до середины 2000-х полотна Ротко уверенно продавались за десятки тысяч долларов или евро. Сейчас к ценам прибавляют один-два ноля. Но, конечно, ни о 50-70, ни даже о 10 миллионах речь не идет. Последняя по времени продажа состоялась на недавно прошедшей антикварной ярмарке TEFAF в Маастрихте, когда очередная его картина "Без названия (Красное, белое, оранжевое)" (1967) ушла за сумму около 3 миллионов долларов. Кажется, это и есть ее настоящая цена на данный момент. На мой личный взгляд, та ценовая вспышка напрямую была связана исключительно с политикой американских галерей и дилеров. Виктор Федчишин, совладелец аукционного дома "Корнерс" (Украина), тоже связывает высокие цены на работы американских абстракционистов исключительно с тем, что сами американские аукционные дома и галереи искусственно держат их на высоком уровне: "До 1950-х американская живопись представляла собой кальку с работ европейских, в частности французских, художников. Поэтому в противовес Европе правительство Штатов разработало политику поиска талантов среди своих соотечественников. Вклад американцев в мировую живопись ограничивается творчеством Поллока, Ротко, де Кунинга и еще нескольких художников. Вполне логично, что они не собираются терять марку и будут искусственно поддерживать ценовой ажиотаж вокруг картин родных мастеров".

В США действительно очень мало собственных художников, поэтому любой автор, сформировавшийся как творец в Соединенных Штатах, вызывает у местных торговцев и собирателей огромный интерес. Они раскручивают такого мастера всеми возможными способами, а способы апробированы. Выставки, галерейные продажи. Затем - аукционы. Сначала "показывают" продажи, как бы покупая сами у себя (аукционный дом при этом получает пониженный процент с продаж, зато в мировые каталоги вещь попадает с гарантированно высокой ценой). Затем появляются люди, увлеченные искусством, вроде катарского эмира или бывшего губернатора Чукотки. Работы продолжают раскручивать при по-мощи подставных дилеров или коллекционеров: в торгах ведь участвуют два или больше покупателей, и, даже если конечную заоблачную цену называет наш "увлеченный", кто--то же торгуется, "поднимает" его.

Любопытный факт: самые крупные продажи Ротко, да и вообще мировые ценовые рекорды, состоялись как раз одновременно с раскручиванием дела о финансовой пирамиде Бернарда Мэдоффа. А одним из участников аферы, проходившим по делу, и был упомянутый выше финансист Эзре Меркин, чью бывшую коллекцию мы на днях увидим в "Гараже".

Издалека

Уроки русского

Марк Ротко родился в 1903 году в местечке Двинск, нынешнем Даугавпилсе. В семье фармацевта, где, как принято считать, говорили и на идиш, и на русском, и на мертвом к тому времени иврите. Стоит ли уточнять, что эти не слишком достоверные данные не нашли никакого отражения в творческом пути Маркуса Ротковича (псевдоним он взял только в 1940 году после получения американского гражданства). Никакого влияния русской культуры в его работах никогда не отмечалось; любовь к Достоевскому скорее просто декларируется исследователями, разве что жестокое самоубийство художника отдает "достоевщиной". Но самое интересное, что и местечковая культура идиш-ланда тоже прошла мимо. Никакого воздействия творчества, скажем, земляка по Витебской губернии Шагала и вообще "парижской школы", переполненной выходцами из-за "черты оседлости".

Из России Ротко был увезен родителями в десятилетнем возрасте. В 1923 году, навещая друга, он увидел художников, рисующих модель, и, как сам позднее говорил, "в этот момент родился как художник". Недолго посещал Новую школу дизайна, брал уроки у родоначальника акционизма Аршила Горки. Ходил на курсы в Художественную студенческую лигу к малоизвестному живописцу Максу Веберу, также уроженцу России, который как-то нахватался в Европе весьма средних художественных идей. А уже в 1929 году начал преподавать детям живопись и скульптуру в академии Бруклинского еврейского центра. И делал это на протяжении более двадцати лет.

В 59-м году Ротко принял заказ для знаменитого нью-йоркского ресторана Four Seasons, взяв огромный по тем временам аванс 35 тысяч долларов. Написал панно, а потом договор разорвал и деньги вернул обратно. Официальная версия гласит, что Ротко вспомнил свои революционные принципы и с негодованием отверг идею, чтобы под его работами жевали "жирные капиталисты". Надо ли говорить, что никаких упоминаний о близости к революционным движениям в биографии Ротко не обнаруживается. А еще он был подвержен пороку пьянства. И умер в 1970-м во время очередного запоя, наглотавшись снотворного и перерезав вены. Любопытный факт: на всяческих арт-форумах активно ведутся патриотические дискуссии, считать ли Ротко русским художником. Так вот, некоторые вполне серьезно пишут, что он, несомненно, русский, так как болел национальной болезнью…

Гроссбух

Почти Ван Гог

В мае 2007 года картина "Белый центр (Желтое, розовое и лиловое на розовом)", созданная в 1950 году, из собрания Дэвида Рокфеллера была продана катарскому эмиру Хамаду бен Халифе Аль-Тани на аукционе дома Sotheby`s за 72,8 миллиона долларов. Фактически именно после этих торгов имя Марка Ротко вошло в десятку самых дорогих художников мира наряду с известными всем и каждому Ван Гогом, Рубенсом, Уорхолом, Пикассо.

Аукционный дом Christie`s в ноябре 2007 года продал с молотка картины "Без названия" 1954 года за 26,9 миллиона долларов и "Без названия (Красное, синее, оранжевое)" 1955 года за 34,2 миллиона долларов. А в мае 2008 года - работу "№ 15" за 50,4 миллиона.

За двадцать лет полотна Ротко выставлялись на аукционные торги 134 раза. За десятилетие стоимость его картин выросла почти в 10 раз: в 1997-м работа "№ 14" была продана за 5,9 миллиона долларов, в 2008-м "№ 15" ушла за 50,4 миллиона. Всего за этот период было продано 25 полотен художника общей стоимостью 392,5 миллиона долларов.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера