Архив   Авторы  

Забубенные
Искусство и культураХудожественный дневникТеатр

«На бойком месте» Александра Островского - в Театре им. Вл. Маяковского

 

Этот спектакль поставлен в филиале Маяковки в переулке близ Сретенки. Скажем прямо, совсем не бойкое театральное место. Худруки там почему-то традиционно свои спектакли не ставят. Любили и любят иной масштаб и то, что нынче принято называть энергетикой - словом, которое не разъяснишь-не пощупаешь, как харизму. Постановка Юрия Иоффе совсем другая, хотя энергии в ней не занимать. Только она без напора, не агрессивная. Действие движет театральный кураж - легкое, ироничное, ненатужное баловство, в котором находится место и Островскому-моралисту, и Островскому-портретисту.

Пьеса эта когда-то была чрезвычайно популярной, ее история не отмечена знаменательными режиссерскими прочтениями, но зато в ней всегда блистали артисты и, любя, ее подолгу сохраняли в репертуаре. Те, кто придет на Сретенку, проведут вечер с удовольствием.

Обитатели и гости постоялого двора под названием «На бойком месте» люди незамысловатые, но вполне колоритные, соответствующие своим «говорящим» фамилиям - помещик Миловидов, содержатель кабака Бессудный, актер-трагик Пыжиков, купеческий сын Непутевый, ямщик Разоренный, охранник Жук. Этот самый охранник в бурке и при лезгинке, элегантно исполненный Маратом Гацаловым - лицо кавказской национальности, похоже, «крышует» местный притон и потому кажется персонажем из современности. Ан нет, его классик чернявеньким назвал.

Вообще Иоффе никакой специальной модернизации пьесы не производил, а актеры вполне наслаждаются и сочным языком, и старомодными оборотами, подавая их со вкусом и порой даже некоторым щегольством. Актуальность нашего драматурга на все времена в постоянстве страстей - любовных и материальных. Впрочем, и первые здесь вполне приземленные, не романтические.

Собственно говоря, режиссер вместе с актрисой Натальей Васильевой переосмыслил единственный образ пьесы, и комедия заиграла свежими современными красками. Сюжет-то как раз вокруг нежной Аннушки и закручен. Хозяин и хозяйка постоялого двора промышляют на большой дороге, опаивая каким-то зельем заезжих гостей и грабя их под песни и пляски. Юная сестра Бессудного не хочет участвовать в разбое, а хочет... Традиционно по Островскому, голубоглазая блондинка, со всеми вытекающими из этого облика словами, ужимками и обмороками, должна противостоять коварной брюнетке, ухватистой, дебелой и бесстыжей. Брюнетка Евгения - Оксана Киселева - такая и есть. Сама себе местная леди Макбет, знающая сто способов выманить деньги и сто один, куда их припрятать. Ей-ей, поднакопит, хлопнет мужа и станет полноправной хозяйкой «Бойкого места». Правда, Вуколу Ермолаевича (Александр Ильин) голыми руками (да и другими голыми местами) не возьмешь. Так вот, обманулись коварные супруги натурально, как в театре: доверились распределению ролей. На поверку вышло, что слова-то у блондинок прежние, возвышенные, а амплуа самоновейшее. Где это видано, чтобы у инженю глазки были цепкие, зубки - остренькие, а в ушках - только хруст купюр. Где, где? Да во всех сериалах. Наталья Васильева в прямом смысле на голубом глазу лукаво пародирует и «нянь», и «Татьян», и иже с ними. Несть им числа.

Если внимательно рассмотреть интерьер «Бойкого места» (сценография Анастасии Глебовой), то увидишь, что спальню на втором этаже украшает тройка резных деревянных лошадиных голов, скрепленных оглоблей с одиноким колокольчиком - трактир ведь на проезжей дороге стоит. И несутся наши кони на сей раз без тоскливого перезвона под веселый бубен, подхлестывающий разухабистый кабацкий мотив. Куда? Да за кудыкину гору.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера