Архив   Авторы  
На своей первой ретроспективной выставке художник Виктор Алимпиев показал новую работу «Чей это выдох?»

Ангел, я тебя знаю
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Ретроспектива Виктора Алимпиева на Лубянке

 

Фонд «Екатерина» и галерея «Риджина» показывают (до 28 июля) первую ретроспективу Виктора Алимпиева. Алимпиеву - 35 лет. При этом никому не придет в голову числить его среди молодых художников. Хотя он хрупок, тих и собственную пресс-конференцию, которая задерживалась, дожидался, примостившись на крае стульчика в заднем ряду. Меж тем сегодня это один из самых известных в мире российских художников. Только его персональные выставки были показаны в Германии, Бельгии, Франции, Италии. Первая ретроспектива Виктора Алимпиева в Москве представляет около 40 произведений, созданных за 10 лет - с 1997 по 2007 год. Как видеоработ, так и живописных серий.

Между ними, кажется, нет решительно ничего общего. Полотна, написанные в бледных серовато-розовых тонах, выглядят абстракциями. Названия - «Брошенные знамена, похожие на пашню», «Край поля», «Битва вдали» - не многое проясняют. Потом, правда, обнаруживаешь, что, например, в серии «Край поля» линия встречи розово-прозрачной поверхности и жемчужно-серой все время сдвигается. И каждое полотно - что-то вроде разогнанного до размера экрана кадра из киноленты. Или - фрагмента скульптуры. Причем засвеченного, так что от предмета, будь то поле или знамя, остается только контур. Нечеткий, чуть ли не мерцающий.

Видеоработы, напротив, полны жизни, движения, телесного усилия. В «Зарницах» первоклашки стучат пальчиками по партам, пока этот звук не превратится в звук летнего ливня - сплошного, движущегося стеной. Тут всполохи зарниц соседствуют с жестом открытой ладошки, приложенной ко рту. В «Моем дыхании» две девушки поют, точнее, учатся правильно дышать во время пения. В «Соловушке» толпа старшеклассников под музыку Малера то всматривается напряженно во что-то, то смеется над чем-то нам невидимым. В новой работе «Чей это выдох?» группа людей пытается петь, но кому-то всегда не хватает дыхания. И тогда другие ободряют-утешают его немым жестом.

Более конкретные работы трудно представить. Нежный пробор на девичьем затылке. Хрупкость позвонков на напряженной спине. И каждый отдельный жест вроде понятен. Но смысл происходящего не то чтобы ускользает, он не поддается пересказу. Как, скажем, музыка Густава Малера или Эрика Сати. Важны тональность, повторы-рифмы, всегда неточныеЕ И тишина, которая всегда как разрыв или как ожидание взрыва. Это ожидание сродни хичкоковскому саспенсу. И это самое странное у Алимпиева - ощущение невыносимого напряжения. При том, что все в пастельных тонах, фон - белейший, лица - словно с полотен старых мастеров. Персонажи Алимпиева, у которых, как вы догадываетесь, нет имен, наши современники. Вот и лак на детских ногтях блестит. И маечки, в которые певцы одеты, вроде спортивных. Такие в супермаркетах продаются. Меж тем эти лица тревожат тем, что ты их видел. Эти завитки на шее девочки, как на портретах венецианок. Склоненная головка, словно у вермееровской «Девушки с жемчужной сережкой». Это сходство рождает странное ощущение вневременности происходящего. То есть вроде это и сейчас, но и столетия назад, и вообще - всегда. Поэтому, когда Алимпиев роняет давно забытое слово «ангелоподобность» в отношении своих героев, не удивляешься. Скорее вздыхаешь облегченно - ужели слово найдено? Понятно, почему у них дыхание перехватывает. В высших сферах воздух разрежен.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера