Архив   Авторы  
На выставке Якова Каждана "233 С"

Взвились кострами
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Работы Якова Каждана - в галерее "Зураб"

 

Выставка работ художника Якова Каждана называется "233°С". 233 градуса по Цельсию - то же, что 451 градус по Фаренгейту. Иначе говоря, температура, при которой горит бумага. Вслед за американским фантастом Брэдбери Каждан прощается с эрой Гутенберга, с ее культом печатного слова, и одновременно воздвигает ей памятник. Правда, вместо гранита и бронзы испоwльзует бумагу и текст - верные носители книжной культуры. С 1998 по 2002 год Яша Каждан шил костюмы из рекламных билбордов, творил платья из кальки и скотча, реконструировал из белой бумаги "нормаль-одежду", спроектированную Татлиным, выкраивал сумочки, шапочки и платья из старых конспектов, сидел ночи напролет над бумажными рубашками, рукава которых норовили обернуться крыльями…

На выставке в галерее "Зураб" эти рубашки, платья и сумочки спят в прозрачных музейных боксах (они же - "капсулы времени", как у Уорхола). А параллельно оживают на мониторах, что транслируют запись перформансов. Самый древний - 1998 года, который предваряет вступительным словом сам Тимур Петрович Новиков. На нем под музыку Шенберга Пьеро в шуршащих одеждах и на котурнах делает пассы в сторону длинного бумажного змея, которого проносят мимо зрителей девушки, тоже одетые в бумагу… Есть еще показ костюмов к несостоявшемуся "Пер Гюнту", процессия под названием "Золотая интродукция", которая должна была предварять кукольный спектакль про "Голема", но как-то отделилась и стала жить самостоятельно. Есть телефильм "Да здравствует искусство Татлина!" и одноименная лекция, во время которой зрителям предлагалось опробовать бумажные крылья… А также то ли перформанс, то ли спектакль "Книга Эстер" из серии "Библейский проект", где текст Библии был записан на телах артистов, а бороды древних царей делались из пробок от газировки...

Эти перформансы, в которых участвовал самый разный народ, театральных академий не кончавший, жили драйвом импровизации, коллективной игры и непосредственностью публичного выступления. Они, как и бумажные платья, для тиражирования были не предназначены. В них пульсировали 1990-е с их предвкушением будущего, не засахаренные еще в коммерческом глянце и медийной попсовости. Потому архаические ритуалы смешивались с утопическими проектами будущего, в телевизоре могли возникнуть альтернативщики с гимном Татлину, а обращение к зрителю не предполагало непременно разжеванные до манной каши послания.

Сегодня эта выставка могла бы запросто прихлопнуть недавнее арт-прошлое тяжелой надгробной эпитафией. Но задача была не в том, чтобы устроить поминки по 1990-м, а чтобы оживить и сохранить их безбашенный дух. Выставка тут вроде проводника, опять связующего слово (в данном случае - каталога, ярким украшением которого стали тексты Ксении Перетрухиной), осязаемое пространство выставки и фильм Каждана "Дохлая кошка". В фильме вся история "фабрики" бумажных одежд разыгрывается и снимается "на цифру", чтобы завершиться реальным костром. Костер больше смахивает на жертвоприношение. Чтобы рукопись осталась, она должна сгореть?

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера