Архив   Авторы  

Сны о Грузии
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

"Семейный кутеж" на "Винзаводе"

 

В галерее "Проун" можно увидеть выставку произведений Нико Пиросмани из частных коллекций, приуроченную к 90-летию со дня смерти художника. Легендарный тифлисский живописец, расписывавший стены духанов и рисовавший вывески за обед и вино, умер в мае 1918 года в больнице для бедных и похоронен в безымянной могиле. Авангардисты называли его "совершенным французом" и сравнивали с другим гениальным примитивистом - Анри Руссо. Но судьба Пиросмани была трагичнее, чем у французских гениев. Хотя бы потому, что произведения его не принадлежали ему после создания.

Открытие Пиросмани, как и показ его работ на выставке "Мишень", организованной в 1913 году Михаилом Ларионовым, - заслуга молодых футуристов. Петербуржец Михаил Ле Дантю, приехавший в Тифлис погостить к другу Кириллу Зданевичу, был потрясен, увидев вывески кисти Пиросмани. На последние деньги он купил картины художника и отвез их на выставку Ларионова. Благодаря усилиям Кирилла Зданевича, страстного собирателя, исследователя творчества Пиросмани, имя мастера вошло в историю ХХ века. Поэтому выставка в "Проун" представляет работы примитивиста рядом с произведениями самого Зданевича и Ле Дантю, изданиями о Пиросмани 1926 и 1972 годов. Среди драгоценностей последнего альбома - сделанная для него гравюра Пикассо.

Выставка "Семейный кутеж" интересна и тем, что акцентирует опору русского авангарда на наивное искусство. Чтобы представить, насколько вызывающей выглядела такая отсылка, достаточно вспомнить, что Александру Бенуа в 1912 году идея сравнения русской вывески с народной поэзией казалась комичной. А экспансивный Михаил Ларионов давал такие наставления по поводу грядущего диспута о современном искусстве 1913 года своему соратнику Ле Дантю: "У них будет литературный диспут - туда не вмешивайтесь (...), а если будет художественный, то там орудуйте вовсю, вплоть до графина по голове". Неудивительно, что после таких напутствий диспут накануне выставки "Мишень" стал знаменит не только радикальными докладами о футуризме, но и грандиозной дракой. Так что мирный тифлисский живописец оказался в самом центре художественных битв, сам того не подозревая.

Но любопытно и другое. Выставка в "Проун" показывает, к какому живому источнику стремились футуристы, не щадившие своих и чужих голов, а также графинов. При взгляде на работы Пиросмани перехватывает дыхание не только из-за его чудесной живописи. Герои пьес и горец в бурке обретают монументальное величие, а уж о торговцах, собравшихся на обед с граммофоном, и говорить нечего. Их пир - почти священнодействие, которое должно гарантировать мир и изобилие. С полотен Пиросмани дышат вечность и древность. Как на портрете "Иранский лев" - с саблей в лапе и солнцем на спине… На картинах тифлисского мага до Византии, Персии, Ассирии рукой подать. Этот рапсод с кистью знал то, о чем мы забыли, - о магическом единстве мира…

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера