Архив   Авторы  
Акварель Николая Гришина из серии "Дома"

Акварельный бой
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Экспозиция Николая Гришина на Арбате

 

Музей А. С. Пушкина и галерея "Ковчег" показывают акварели Николая Гришина. На первый взгляд кажется, что нам предлагают род "краеведческой" экспозиции. Благо в акварелях Гришина, сделанных в 1940-1950-е годы, запечатлены во всем живописном блеске арбатские переулки, дворы, где сушилось белье, исчезнувшие уголки старой Москвы и окна, из которых доносились музыкальные пьесы, разучиваемые на пианино прилежными ученицами. Здесь не сыскать ни грамма пафоса строительства новой столицы с флагами-лозунгами, постовыми, праздничными салютами, станциями метро. Гришин рисовал так, словно этого соцреалистического парадного глянца никогда не существовало. Но надо признать, что также мало автора волновали московские "старости". Строго говоря, у него едва ли можно обнаружить классические городские виды, с прохожими, витринами, жанровыми сценками. Туристические достопримечательности отнюдь не в фокусе его внимания. Да и какие туристы могли бродить по послевоенной Москве?

Взгляд художника начисто лишен дистанции стороннего наблюдателя. Он видит город изнутри, рисуя арбатские крыши или соседа, высунувшегося из полуподвального окна глотнуть свежего воздуха. Он фиксирует то, что никогда не увидит чужак, - изменчивость привычного вида. Подвижность его - такой же знак жизни, как дыхание. Она рождена скольжением света, облаков, тенью листвы или блеском крыш. Живопись для Гришина в чем-то сродни этим летучим стихиям. Она так же, как они, призвана длить мгновение и свидетельствовать о его неповторимости. С этой точки зрения неудивительна его приверженность акварели, в которой любая ошибка - последняя, где исправить ничего нельзя. Поразительно, что сам Николай Ильич описывал эту технику… как сражение! "Акварель, - говорил он, - это всегда борьба с натурой, честный бой, где каждую секунду требуются все твои силы, где нельзя ошибиться, где ты должен быть изобретателен и одновременно совершенно раскован, где темп требует, чтобы руки не знали, что делают. В результате ты или победил, или безнадежно напортачил".

В этом профессиональном поединке художник часто выходил победителем. Не случайно сразу после его посмертной выставки в 1989 году многие серии были приобретены и Третьяковской галереей, и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Но интересно, что сам он свои акварельные работы не только не выставлял, но даже и коллегам показывал очень редко. "В них слишком много меня", - говорил Николай Ильич, который при жизни был известен прежде всего как блестящий книжный иллюстратор. Меж тем в представленных работах нет ничего, что принято называть откровенными сценами. Одетая женщина, даже в шляпке и туфельках, прилегшая отдохнуть на кровать. Головка спящего сына, поражающая чистотой и тонкостью линии. Юношеские рисунки пером, похожие на оттиски гравюры. Среди них - "Голгофа". Совершенно поразительная - распятие дано в ракурсе сбоку и снизу. Перед нами - согнутая фигура матери, потерявшей сына, и растерянного ученика, оставшегося у креста. После этих работ приходит мысль, что Гришин считал графику слишком личной не потому, что она была лирическим свидетельством переживаний, а потому, что она фиксировала моменты его духовного поиска. Не в монументальных полотнах размером в стену, а в графических листах, которые писались чуть не каждый день.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера