Архив   Авторы  
"Иночи" Такаши Мураками (2004)

Без перевода
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

В "Гараже" можно посмотреть произведения из коллекции Франсуа Пино

 

Необъятного собрания современного искусства мсье Франсуа Пино хватило на два музея во дворцах Венеции и еще осталось едва ли не столько же. В Москве в центре современной культуры "Гараж" выставлены сорок четыре произведения из коллекции французского миллиардера. Шедевр русского конструктивизма Константина Мельникова оказался соразмерен размаху не только авангардистской утопии, но и глобализации без границ.

Посетителей встречает громадный череп, сотворенный из кастрюль, ведерок, мисок из нержавейки, недавно украшавший вход в палаццо Гросси. Эта работа индийца Субодха Гупты "Очень голодный бог" понятна и маленькому ребенку. Затем зрители попадают в палаточный лагерь военных, в котором кроме решительно необходимых в быту холодильника, посуды, деревянной вышки с ­баком можно обнаружить также маску носатого и ушастого командира, напоминающего разом о комиксе и друге детей Фантомасе.

Три части экспозиции - войны, общество потребления и глобализация - предполагают критический ракурс рассмотрения каждой из тем. Парадокс в том, что социальная критика во многих работах едва отличима от аттракциона (без него никуда). И в этом смысле силиконовый персонаж Чарли, разъезжающий на трехколесном велосипеде и по велению пульта дистанционного управления вращающий глазами и головой (работа Маурицио Каттелана), не так уж далек и от андроида "Иночи" Такаши Мураками или унтера-фантомаса. Но абсолютным рекордсменом по стиранию разницы между иронией и китчем остается Джефф Кунс. Малиновый памятник конфетному сердцу-"валентинке", подвешенный к потолку на стальных лентах, ослепительно зеркален и почти минималистичен. Почему-то кажется, что этот тяжелый монумент легким грезам сделан со звериной серьезностью. Нет сомнений, что такое воплощение мечты и раздавить может запросто.

Единственной оппозицией Джеффу Кунсу в выставочном "обществе спектакля" оказался… Альфред Хичкок. Работы сразу трех художников отсылают к его фильмам. Кажется, фраза американского журналиста 1970-х "мы все живем в мире Хичкока" до сих пор остается актуальной. Не только из-за иррациональности терактов, но и потому, что сильнее китча только страх. Через образы двойников (в том числе и двойников Хичкока - один из которых похож на него внешне, а у другого такой же голос) бельгийский художник Йохан Гримонпре показывает в фильме "Дубль" раздвоенный мир эпохи холодной войны - с ожиданием атомного удара, полетом русских в космос, изобретением цветного телевизора и стиральных машин. Этот фильм - род шока. Не только потому, что в нем упомянуто о секретных переговорах по сокращению ракет между США и СССР в начале 1960-х. Но потому, что прошлое, в том числе знакомое, советское, вдруг обрело объем и стереоскопичность. Оно лишилось идеологических одежд, сильно помятых и несвежих.

На выставке в "Гараже" понимаешь, что расхожая фраза об искусстве как способе преодолеть разорванную коммуникацию (меж Востоком и Западом, социальными слоями, прошлым и настоящим) не пустой звук. Но если так, то все же не мешало бы около видеоработ дать русские переводы текстов. Вряд ли можно рассчитывать, что все наши бабушки с детьми смогут читать английские субтитры.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера