Архив   Авторы  
ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет более ста картин и графических работ из 14 музеев Польши

Когда время встает на дыбы
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

В ГМИИ открылась выставка польских художников-символистов

 

Россия и Польша - кто они, исторические соперники или добрые соседи? В искусстве нет разделительных линий. Зная это, нельзя не порадоваться за наших музейщиков, которым удалось собрать под крышей ГМИИ им. А. С. Пушкина более ста картин и графических работ из 14 музеев Польши. Выставка под названием "Символ и форма" - часть фестиваля культуры Польши. Она открылась 9 июня и продлится до 16 августа. И, надо прямо сказать, для нас это большая удача. Польскую живопись мы знаем не слишком хорошо, тем более польских мастеров fin-de-sicle ("конца века").

Тут надо объяснить, о каком "веке" идет речь. В истории счет на века не только календарный. Век XIX окончательно сошел на нет только в 1914 году. Точнее, был разорван на куски залпами Первой мировой. Наступило время заката Европы, всеобщей дегуманизации и в искусстве, и в жизни. Эпоха придавила многих. Декаденты воспевали смерть и разложение. Эдвард Мунк запечатлел свой обжигающий нервы "Крик", немцы-экспрессионисты рисовали чернильными красками бреда. Цветы русского Серебряного века росли на ранах Российской империи.

Поляков время заката задело не в последнюю очередь: их страна едва не исчезла с карты мира. Польскими художниками ощущение распада подмечено очень точно. Вот знаменитый "Порочный круг" Яцека Мальчевского. В центре художник, перед ним лестница взлетов и падений. Эти зияющие высоты - символ выморочности наступающей эпохи. А в "Демоне" Войцеха Вейса сплелись воедино богемный быт, исторические факты и самые невероятные слухи, бродившие по домам. Тут все легенды, весь фольклор предвоенной Польши. За столиком кафе с мефистофельским выражением лица сидит некто, напоминающий Станислава Пшибышевского, культового писателя, приятеля Августа Стриндберга и Эдварда Мунка. Тадеуш Маковский представлен в числе других и картиной "Святой Георгий, убивающий дракона". Дракон скорее мертв, чем жив. Но откуда ж тогда ухмылка? Откуда у него толстое и ворсинчатое крысиное брюхо и почему оно бессмысленно облеплено белыми "ангельскими" крыльями? А это предчувствие будущего - времени бесконечных миражей, бессмысленного маскарада, пустых смыслов. Времени иллюзорной свободы. Таким мы его и запомним, когда оно закончится.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера