Архив   Авторы  
Работу Юлианы Бардолим и Сергея Воронцова "Свободная воля" можно увидеть на выставке "Европейская мастерская" в ЦДХ

Без стены
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

"Европейская мастерская" в ЦДХ

 

У каждого времени свой Карфаген. Во второй половине ХХ века в Европе таким Карфагеном, который должен был быть разрушен, являлась Берлинская стена. Падение ее в 1989 году стало символом начала новой Европы. К 20-летию этого события представительством Европейской комиссии в России был объявлен конкурс современного искусства. Жюри кураторов во главе с Екатериной Деготь отобрало 20 проектов. Среди авторов есть известные художники (Никита Алексеев, Юрий Лейдерман, Константин Звездочетов) и новые имена. Выставку "Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве" до 26 июля показывают в ЦДХ.

Ее предваряет документальное видео Spiegel TV, возвращающее к событиям 20-летней давности, когда Берлин вновь стал единым городом. С ним хорошо перекликаются видеоинсталляция Кирилла Преображенского и остроумный проект Веры Хлебниковой и Хаима Сокола "Словарь-минимум". Одиннадцать с половиной тысяч карточек из советского словаря 1950-х годов художники превратили в монументально-концептуальную фреску.

Большинство художников рассчитывают на активное участие зрителей. Группа М1М2 (Мишка Марвокс и Аня Граве) сделали проект "27". В комоде из 27 ящичков хранится описание судеб 27 граждан стран, входящих в ЕС. Обычных людей. Если, конечно, можно считать обычными таких колоритных персонажей, как, например, Оливер Сент-Джон Гогарти, послуживший Джойсу прообразом Быка Маллигана в "Улиссе". Гогарти был врачом, поэтом, политиком плюс футболистом и велогонщиком. И борцом за независимость Ирландии. Художественный проект оказывается просветительским, современная работа опирается на историю. Другой попыткой диалога и осмысления опыта прошлого стало видео Творческой бригады. Так, в духе 1920-х, назвали свой коллектив неомарксисты Фикс, Рифф, Будрайтскис, Олейников. Они сняли видеофильм, где проблемы и сюжеты антибуржуазного бунта в Париже 1968 года обсуждают с работниками торгового комплекса... "Европейский". Актуальный получился разговор.

Для молодых художников тема "открытой Европы" рифмуется не с преодолением идеологических табу, а с темой внутренней свободы. А это пространство теснится по-прежнему - масскультурой и медийными стереотипами. Самым выразительным в этом смысле выглядит проект Андрея Малышкина: заходя в его "Свободное пространство", оказываешься в узком каменном мешке. Самым эффектным - перформанс Андрея Кузькина "Проект с камнем". Кузькин крутил педали послевоенного велосипеда, работая генератором энергии, и согревал камень. Жар последнего должен обогреть мир. Но результатом поэтической затеи и сизифова труда оказывалось... игрушечное шоу. Самым изящным - проект группы "МишМаш", предложившей белый лист и карандаши зрителям. Лист укрывал огромный рельеф с изображением Бранденбургских ворот. Чем больше рисовали зрители, тем отчетливее за белым листом "проявлялся" знакомый вид на Запад. И идеальный мир картины, откуда и Магритту не вырваться.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера