Архив   Авторы  
Портреты детей переславского фабриканта Петра Темерина художник Павел Колендас написал в 1844 году

Непровинциальная история
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Сословия в лицах - в Лаврушинском переулке

 

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 8 февраля можно увидеть выставку, объединившую жемчужины портретной живописи из собраний музеев Ярославля, Костромы, Рыбинска, Переславля-Залесского, Углича. Большинство полотен представляют образцы сословного портрета XVIII века и первой половины XIX века: бородатые купцы и их жены, дети, дворянские семейства в пудреных париках - живая история в лицах.

Выставка ­прелюбопытнейшая. По сути провинциальные мастера, писавшие портретные ­галереи целых семейств, - в своем ­роде наши "малые голландцы". Те в XVII веке писали ­портреты почтенных бюргеров, вводя в ­обиход семейные галереи в богатых домах. Русские художники век-полтора спустя запечатлевают ­состоятельных супругов из разных ­сословий. Правда, причины обращения к светскому портрету разные. Протестантам в северных Нидерландах претила церковная роскошь, и художники вынуждены ­были искать своих заказчиков в ­новых социальных кругах. В России ­реформы Петра способствовали созданию не только своего флота, но и светской живописи.

Похоже, в XVIII веке сам факт заказа портрета - знак европеизации. И самые ранние работы из представленных в Третьяковской галерее (скажем, четы помещиков Тишининых, написанной в 1755 году Иваном Вишняковым) подчеркивают это и условным пейзажем, и атрибутами. Например, 19-летняя Ксения Ивановна Тишинина позирует с веером и часами на фоне уходящей в даль аллеи с фонтаном. Портрет, судя по всему, должен был стать таким же свидетельством роскоши новой эпохи в доме, как веер или часы-брегет.

Позже появляются общественные портретные галереи. Характерно, что они появляются вместе с другими невиданными доселе учреждениями - коллегиями, академиями, домами призрения. Кстати, именно для Дома призрения ближнего, который был открыт в 1786 году в Ярославле, Дмитрий Коренев написал 17 портретов "благотворителей и попечителей", помогавших деньгами доброму делу. К ХIX веку портрет - уже дело привычное. В 1827 году ярославскому художнику Николаю Мыльникову работы заказывают солидные купцы. Среди знаменитых работ - парные портреты купца Харитона Астапова и его супруги. Европейский наряд запросто смешивается с традиционным. Прасковья Ивановна поверх декольтированного платья с газовой косынкой набросила белый плат с цветным узором. Волосы убраны под платок, зато он украшен кокетливым бантиком. При этом в руке ее символически зажат платочек - знак покорности мужу.

Надо сказать, что не менее удивительным фактом, чем распространение портретной живописи в России XVIII века, было появление художников, которые могли бы ее создавать. Многие из них начинали учиться в иконописных мастерских. Другие, как Дмитрий Коренев, вышли из среды посадских художников-ремесленников. Третьи были крепостными крестьянами. В строках биографий - причудливые зигзаги времени, перешагивающего из Средневековья разом в век Просвещения. Например, Ермолай Камеженков родом из тверских крепостных при архиерейском доме, пять лет учился в иконописной мастерской. Потом был отправлен образовываться в Петербург. В 1786 году получил "вольную". А в 1794-м, 34 лет от роду, - звание академика. Не всем так везло, как Камеженкову. И многие художники в отличие от своих персонажей остались безымянными. Но благодаря им "река времен" сохранила сокровища лиц, судеб, индивидуальностей.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера