Архив   Авторы  

Глазами младенцев
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

"Герой нашего времени" - в ГМИИ им. А. С. Пушкина

 

Еще недавно героев нашего времени искали писатели, художники, публицисты… Взрослые с этой темой справились не очень. Остается одна надежда - на детей. Благо им деваться некуда - надо расти, а значит, прикидывать, "делать бы жизнь с кого". Поэтому конкурс "Герой нашего времени", в конце 2007 года объявленный журналом "Юный художник" и поддержанный Институтом художественного образования РАО и ГМИИ им. А. С. Пушкина, выглядит отнюдь не детским по значению мероприятием. Перед нами - вполне репрезентативная картинка ценностей, отражающая, что происходит не только в головах наследников, но и в обществе. Кроме того, вторым заданием конкурса была иллюстрация произведения Лермонтова или эпизода его жизни. Поэтому детские работы позволяют увидеть сегодняшнее восприятие литературной классики.

Но выставка в Центре эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон", которая продлится до ноября, представила не только лучшие из тысячи работ, присланных 500 девочками и мальчиками в возрасте от 3 до 18 лет из России, Белоруссии, Украины, Литвы. Рисунки, линогравюры, роспись по фаянсу, керамика, созданная руками нынешних ребят, объединены с работами детей 1941 года. Тогда тоже проводился конкурс - на лучший детский рисунок. Он был приурочен к столетию со дня смерти Лермонтова, и дети присылали иллюстрации к стихам и прозе поэта, рисовали сцены из его жизни. Жюри конкурса решение о лучших произведениях приняло в пятницу, 20 июня 1941 года. Уже в воскресенье о нем вряд ли кто вспомнил. А выставка его победителей открылась… сейчас впервые на Волхонке.

В довоенном году речь не шла о героях нашего времени вообще. И слава богу - как раз это смягчило идеологическую составляющую конкурса. Он выглядел скорее просветительским проектом, нежели идеологическим. Хотя, естественно, Лермонтов, каким его представляли дети, временами больше похож на революционера, выступающего на заседании Государственной думы. Последнее - явно не без влияния эпохального полотна Ильи Ефимовича Репина. В ХХI веке продвижение русской классики явно отошло на второй план, а на первый выдвинулись социальные цели художественного образования.

Потому разница между работами не удивляет... Удивляет как раз сходство. Оно касается прежде всего типа героя - романтического, отважного, непонятого или отвергнутого. Лермонтов очень близок страстному миру юных. Мцыри и Тамара, Демон и Русалка остались среди привлекательных образов, возникающих в гравюрах и рисунках детей.

Что касается отличий, то они лишь отчасти обусловлены детским взглядом. Бросается в глаза исчезновение целого пласта произведений Лермонтова, связанных с Кавказом. В 1941-м дети рисовали иллюстрации к "Измаил Бею", "Ашик-Керибу", "Хаджи Абреку"… Эти поэтические образы оказались в зоне умолчания сегодня. Именно в силу своей актуальности. Выставка обнаруживает появление новых белых пятен в классике - это ее неожиданный и острый результат.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера