Архив   Авторы  
Трагически погибший год назад Юрий Холдин с одной из своих работ, которые до конца лета можно увидеть на выставке «Фрески Руси» в Музее архитектуры.

Дольше, чем жизнь
Искусство и культураХудожественный дневникВыставки

«Фрески Руси» —в Музее архитектуры

 

На Воздвиженке до 31 августа можно увидеть выставку проекта «Свет фресок Дионисия — миру». Ее открытие приурочено к годовщине трагической гибели замечательного фотохудожника и издателя Юрия Холдина. Организовал выставку фонд «Фрески Руси», который возглавляет искусствовед Екатерина Данилова, вдова Юрия Ивановича и его соавтор, вместе с мужем работавшая над проектом.

Своды Аптекарского приказа, что во дворе МУАРа, основательны, как у всяких древних каменных палат на Руси. Меж тем странным образом они не давят. Они не то чтобы легки, но соразмерны человеку. Выставка Юрия Холдина тоже не только не «давит», а словно бы приподнимает человека.

Конечно, ощущение «левитации» — плод визуального эффекта. Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, которые писал легендарный Дионисий, даже самые удаленные, те, что высоко на стенах, на фотографиях Юрия Холдина можно рассмотреть в подробностях. Впечатление, что Холдин ведет зрителей шаг за шагом вверх. От терракотового коня в кругляше медальона, который почти у земли на стене храма, к куполу с ликом Вседержителя. Это движение напоминает подъем по лестнице. Подпись иконописца, подытоживающая роспись собора, сродни финальной точке: она спрятана в простенке северной двери храма. Юрий Холдин ее тоже любовно-бережно запечатлел.

Отдельная тема — это свет. Юрий Холдин первым начал снимать фрески при свете дня. До него съемки обычно проводились ночью — так проще выдержать постоянное освещение. Но вместо окон остаются черные проемы. А дневной свет переменчив, как тучки в небе. Холдин непредсказуемости естественного света не боялся. Именно такой свет открывает подлинные цвета древних фресок. Так сохраняется ощущение воздушной громады собора. Правда, практически для каждой композиции освещение приходилось рассчитывать и выстраивать заново. Холдин работал над проектом в Ферапонтово семь лет. Только для того, чтобы мы могли встретиться взглядом с «неизвестным архангелом», например, или с бородатыми старцами-праотцами. Шире — с миром, который написал Дионисий.

Особенность этой встречи — ее теплота, я бы даже сказала — интимность. Вообще-то это редкое ощущение для выставки. Музейный зал — место публичное, открытое. Опять же фрески — искусство монументальное. Это же не письмо, что кому-то одному пишется, а послание многим. Но в росписях Дионисия не сыскать коллективистского пафоса, того, когда «все, как один…». Они обращены не ко всем, но к каждому. Вот это ощущение личной встречи с фресками произведения Холдина удивительным образом сохраняют. Оно особенно сильно, когда видишь портреты праотцев, где следы оставили время и варвары. Монументальные росписи оказываются близки и теплы, словно фотографии из семейного альбома. Ты не можешь помнить дедушек и бабушек, умерших до твоего рождения. Но ты их узнаешь.

Юрий Холдин подарил нам радость узнавания Дионисия. Щедрость и огромность этого дара не может умалить время. Напротив, год спустя после гибели художника становится очевидно, насколько уникальным оказался его труд, к которому вполне приложимо старомодное слово «подвижничество».

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера