Архив   Авторы  
Один из самых известных в мире постсоветских фотографов Борис Михайлов и одна из его работ, вывешенных на "Винзаводе"

Фотодиагноз
Искусство и культураХудожественный дневникВыставки

Выставка Бориса Михайлова - на "Винзаводе"

 

В залах RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств до конца августа при поддержке компании Mastercard открыта выставка Бориса Михайлова "Исторические инсинуации". Она объединяет три серии разных лет: "Сузи и другие" (1960 -1970), "Соляные озера" (1986) и "Отдых на Тенерифе" (2006).

Михайлов - один из самых известных постсоветских фотографов, который получил мировую известность. Его работы находятся в мюнхенской Пинакотеке, нью-йоркских МоМА и Метрополитен-музее, лондонском Музее Виктории и Альберта и т. д. Среди самых известных серий - шоковый цикл Case History, сделанный в его родном Харькове в 1990-х. "История болезни" по Михайлову - это фотографии язв, болячек, опухолей и нарывов бомжей, которые обнажали несчастные тела перед объективом. Не смотря на кричащий физиологизм этих работ, нелепо рассматривать их в качестве документа. Михайлов интересен вовсе не как документалист, но как человек, который одним из первых стратегию нонконформистского концептуального искусства применил к фотографии. В частности, он напрочь отказался от "красивой" формы. "Красивое", скомпрометированное рекламой и китчем, становится синонимом пошлости. Идею "красоты" у Михайлова заменяет идея метода. Как заметил однажды Илья Кабаков в беседе с Виктором Тупицыным, говоря о фото Михайлова: "Снимки всегда были напечатаны столь же ужасно, как все, что мы на них видим. Но что меня особенно поражало - это замечательная работа с пошлостью. …Он настолько близко соприкасается с пошлостью, что только такой художник, как он, смог выдержать подобный риск".

Это замечание Кабакова справедливо по отношению к самой ранней серии Бориса Михайлова "Сюзи и другие". Здесь нет ни низкой точки съемки "от бедра", ни вытянутых горизонталей, ни стремительной репортажной стилистики, ни приглушенного коричневатого фона - ничего из того, что стало фирменным знаком михайловских серий 1990-х "Сумерки", "У земли". Небольшие цветные фотографии пугающе похожи на самопальную постановку обнаженной натуры. Голые тетеньки резвятся на природе, позируют на морском камне, а также на железной кровати в уголке, обклеенном портретами вождя революции и прочей советской агитацией. В какой-то момент кажется, что Михайлов использовал готовые снимки так же, как в серии "Лурики", где он копировал и раскрашивал принесенные на реставрацию старые снимки. В результате чего абсурд и лирика смешивались в вольных пропорциях. Но нет, тут другое. Похоже, Михайлов нащупывал дистанцию, которая позволяет сохранить травматический эффект чувственной картинки и одновременно отстраненность наблюдения. Он даже и не пытается двигаться дорогой, опробованной пикториалистами, которые создавали идеальные образы-видения. Видения давно испарились. Собственно, невозможность идеального и становится основной темой Михайлова.

В серии "Сюзи и другие" лирика оборачивается гротеском. В серии "Соляные озера" разницы между публичной и частной жизнью нет вовсе. Люди, сидящие в озере у трубы, выводящей отходы с очистных сооружений завода, считают, что они лечатся. Бабушки в платочках и подштанниках, тетеньки с навороченными "халами" на голове и солнечных очках, пузатые служащие в шляпах и поджарый пролетариат - все равны тут, как в бане.

Традиционно считается, что частная жизнь - убежище, где человек свободен. Михайлов исследует эту область свободы. Только для того, чтобы продемонстрировать зависимость ее от социума. Из всех дистанций он выбирает бесстрастие медицинского наблюдения, оперирующего статистикой. Получается очень убедительно. Правда, к сожалению, диагнозы эскулапа с фотоаппаратом почти не оставляют надежды.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера