Архив   Авторы  

Возвращение богов
Искусство и культураХудожественный дневникЖдем-с!

 

13 февраля в Московском музее современного искусства галерея XL показывает очередной проект серии «Москва актуальная». В его рамках были уже показаны выставки Виктора Пивоварова и нашумевшая ретроспектива Олега Кулика в ЦДХ. Продолжает тему Борис Орлов, скульптор, работающий в самых разных техниках - от инсталляции до фотографии, один из патриархов соц-арта, завороженный классическим искусством, будь то античный Рим, русский авангард или социалистический классицизм. Когда-то любимой темой Орлова было изучение соблазнов и трансформаций имперского стиля. Знаменитый «Бюст императора», где гипс соединен с деревом, а портрет Цезаря - с матросской тельняшкой, пулеметными лентами и бескозыркой с надписью «Аврора», в середине 1970-х смотрелся как смелое высказывание на тему советского тоталитаризма. К 1980-м годам тельняшку сменяют мундиры, украшенные орденскими планками, лентами, звездами, создавшими барочный мир брежневского официоза. Правда, бюсты частенько теряют головы, словно истуканы, извлеченные в раскопах современности. Их избыточная семиотическая краса критикам напоминала персонажей Салтыкова-Щедрина. Его гротескные образы были сродни химерам собора Парижской Богоматери, но собранным по кусочкам не из средневекового бестиария, а из знаков отличий «пламенеющей брежневской» эпохи.

В 1991-м, когда советская империя рухнула, Орлов сделал в «Риджине» выставку «Гибель богов». Вместо иронии и дерзкого вызова, актуальность которых к тому моменту несколько поистерлась, на первый план вышла монументальность руин и классицистическая красота уравновешенной композиции. К тому же выяснилось, что рядом с обломками самовластья можно обнаружить обломки великой Утопии русского авангарда. Потому кусок крыла аэроплана с красной звездой недвусмысленно назывался «Победа над солнцем», напоминая о футуристической одноименной опере, сочиненной Крученых, Малевичем и Матюшиным. Победа над солнцем не удалась. Что, может, и к лучшему.

Хуже, что новых Икаров и Дедалов не было видно. Прощание с большим стилем начинало обретать ностальгический оттенок. Исследуя эту неожиданную смену настроения, Орлов показывает в 2006 году на фотобиеннале «Автопортреты в имперском стиле». Генеральские мундиры с витыми погонами и орденами - на одном плече, на другом - татуировка эмблем и гербов. Опыт империи тут явлен как память тела. Скульптор фактически обратился к искусству перформанса. Ирония нежданно обрела лирическое начало, маска - лицо. А за фасадом орденских планок обнаружилось живое тело. Вопрос: возрождаются ли умершие боги? - кажется, уже выглядит чисто риторическим.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера