Архив   Авторы  

Музыка холста
Искусство и культураХудожественный дневник

Работы Юрия Хржановского в Музее личных коллекций

 

На Волхонке можно посмотреть выставку Юрия Хржановского, открывающую зрителям практически неизвестного художника ХХ века. Парадокс в том, что Хржановский был человеком весьма популярным. Причем не только в конце 1930-х годов, когда он стал лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады, работал в джаз-ансамбле и выступал в спектаклях Ленинградского театра сатиры вместе с Утесовым. Не только в середине 1950-х, когда он работал в ленинградском цирке, но и в 70-е, когда озвучивал многие фильмы и мультфильмы. Лев в «Каникулах Бонифация» говорит именно его голосом. Так же, как и герои «Необыкновенного матча» и «Каштанки».

Меж тем о его творчестве художника известно гораздо меньше. Хржановский не был любителем - в том слегка уничижительном смысле, подразумевающем, что занятия живописью - хобби, вроде вязания или рыбалки. Среди его учителей - крупнейшие фигуры русского искусства ХХ века - Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич и Павел Филонов. Хржановский входил в объединение филоновцев «Мастера аналитического искусства». Его картина «Сибирские партизаны», которая была представлена на большой экспозиции филоновцев 1927 года, сегодня хранится в Русском музее. Сейчас ее привезли на выставку в Музей личных коллекций. Никакого революционного пафоса. Скорее, эпичность почти бесстрастная, что позволяет увидеть персонажей в буденовках как героев мифа, помнящих о своих тотемных предках. С таким же тщанием и фирменной филоновской «сделанностью» выписана панорама жизни заснеженного сибирского села на заднем плане. Гармония тут поверяется алгеброй.

Но затем Хржановский увлекся театром, сменил сферу профессиональной деятельности. Иначе говоря, его живописный труд стал делом частным. Кстати, поэтому его архив оказался почти целиком в семье. Меж тем в картинах, рисунках, акварелях, написанных в течение всей жизни, можно найти отнюдь не только частные мотивы. Задачи, которые решал Хржановский, весьма далеки от семейной хроники. Скажем, его интересовал «звуко-зрительный контрапункт». Иначе говоря, возможность передать музыкальные впечатления через живопись. Его привлекают проблемы абстракции, и в начале 1980-х он пишет серию «Памяти Василия Кандинского». Кроме Кандинского, он ведет диалоги с Паулем Клее, Жоржем Руо и Пабло Пикассо, Полем Синьяком и любимым учителем - Филоновым.

Но ошибется тот, кто сочтет его счастливцем, не ведавшим, какое тысячелетие на дворе. Этот пересмешник, щедро артистически одаренный, впечатляет беспощадной наблюдательностью. Его картина 1954 года «Номенклатура», где упитанная парочка, пышущая достатком и самодовольством, шествует по заснеженной набережной, и сегодня выглядит острой сатирой, несмотря на смену мод и типажей.

Рядом с гротеском - мрачные, апокалиптические видения голода в Ленинграде, концентрационных лагерей. Переживание трагедии войны осознается художником как крушение гуманистической утопии. Ироническое название этого цикла - «Ода к радости» говорит само за себя. Одна из самых мощных работ - небольшое полотно 1970 года «Кровь, уголь и пепел» («Троица»). Художник отказывается тут от традиционной перспективы, возвращаясь к опыту средневековой живописи. Картина здесь не окно в мир, а модель мироздания, где человек не может быть центром.

Случай Юрия Хржановского выглядит уникальным. Не принадлежа к кругу нонконформистов, он отказался от профессии живописца, чтобы сохранить свободу художника.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера