Архив   Авторы  

Как высокий уровень инфляции сказывается на российском бизнесе?
ДелоБизнес-климат

По данным Росстата, уровень инфляции в России по итогам 2007 года достиг почти 12 процентов. Является ли рост цен безусловным злом для страны или влияние его на экономику не столь однозначно? Аналитики утверждают, что инфляция Ц палка о двух концах: для некоторых хозяйствующих субъектов рост потребительских цен и увеличивающийся спрос на деньги сулит немалую выгоду. От +5 (положительно) до -5 (отрицательно)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Прежде всего высокий уровень инфляции плох для малого и среднего бизнеса. Основная причина - увеличение ставок кредитования на фоне ускоренного роста цен на сырье. В результате снижается оборачиваемость ресурсов и, следовательно, эффективность бизнеса. Рост стоимости банковских кредитов может привести к сокращению объемов выдачи, например, ипотечных кредитов. Влияние роста инфляции на рынок банковских услуг также негативное. Но существует ряд направлений бизнеса, для которых рост инфляции скорее плюс, - это торговые предприятия с высоким уровнем оборачиваемости. Для крупных предприятий-монополистов ускорение инфляции не несет практически никакого риска.

 

На фоне относительно высоких темпов роста цен еще более высокими темпами растет благосостояние граждан. Рост реальных располагаемых доходов россиян по итогам 2007 года составил 12,5 процента, а реальной зарплаты - 15,1 процента. Не думаю, что экономика сильно страдает от нынешних темпов роста цен. Экономический рост в большой степени опирается на высокий уровень инвестиционной активности, причем главным локомотивом являются инвестиции бизнеса. Прямые иностранные инвестиции за 2007 год увеличились почти в два раза. Растут и госинвестиции, но их доля в общем объеме по итогам года не превысила 19 процентов.

 

Инфляция, особенно умеренная, не является безусловным злом. Напротив, она выступает фактором роста доходов различных компаний, а также следствием их роста. Российский бизнес активно инвестирует в модернизацию и развитие, частично перекладывая затраты на потребителя, что является фактором, рождающим инфляцию. Поднимаются тарифы естественных монополий, но это обусловлено их достаточно низким уровнем и опять же необходимостью решения инвестиционных задач. Наши чиновники, с одной стороны, хорошо усвоили идеологию монетаризма, с другой - обратили внимание на социальные проблемы. Как результат, для борьбы с инфляцией они активно вмешиваются в дела бизнеса. А это мешает планировать развитие бизнеса, создает неопределенность.

 

Наши постоянные потребители, как юридические, так и физические лица, ощущают острую необходимость в страховании и продолжают обращаться за услугами по ОСАГО, автокаско, добровольному медицинскому страхованию и страхованию имущества. Мы сознательно не поднимаем стоимость страховок, оставив тарифы на уровне 2007 года, поскольку понимаем, что с ростом инфляции и цен у населения основная часть заработка уходит на продукты питания и остается все меньше свободных денег для приобретения тех или иных страховых продуктов. Инфляция больнее всего ударит по растущему сектору страхового рынка, где с трудом осваиваются такие виды страхования, как страхование жизни, пенсионное страхование и другие.

 

Рост инфляции в 2007 году практически не оказал влияния на рынок жилой недвижимости. Поведение цен зависело скорее от потребительских ожиданий и финансовой прочности продавцов, нежели от общеэкономических факторов, в том числе инфляции. Однако в наступившем году, согласно нашим прогнозам, динамика ценовых показателей будет детерминироваться в основном именно инфляцией.

 

Разгон инфляции в России заставит значительную часть компаний повысить стоимость своих продуктов. Это может негативно сказаться на динамике экономического роста.

 

Рост инфляции, даже если он и приносит сиюминутную выгоду для торговых предприятий и сферы обслуживания, вреден как для экономики в целом, так и для компаний, ведущих бизнес в области высоких технологий. Инфляция приводит к росту ставок кредитования и снижению объемов долгосрочных инвестиций. Как следствие, происходит спад развития промышленности - основного потребителя наукоемких технологий.

 

При высоком уровне инфляции банки начинают страховаться. Проценты увеличиваются. Несмотря на наличие национальных программ, покупательная способность населения падает. Доступность кредитов для крестьян становится проблематичной, что соответственно отражается на производителях сельхозтехники. В результате инфляции растет себестоимость, а повышать цены мы не можем: крестьяне ограничены в средствах. И мы вынуждены уменьшать объем продаж.

 

С точки зрения банковского бизнеса инфляция имеет как плюсы, так и минусы. Ее рост приводит к расширению банковской маржи, так как увеличение ставок по пассивам отстает от роста ставок по активным операциям. Негативным моментом является потеря привлекательности срочных банковских депозитов. Банки, имеющие возможность гибко управлять балансом, оказываются в выигрыше, а те, у кого баланс перегружен долгосрочными кредитами, - в проигрыше.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера