Архив   Авторы  

Способен ли закон о торговле установить справедливые отношения в цепочке производитель - поставщик - продавец?
ДелоБизнес-климат

Президиум правительства рассмотрел согласованный с ведомствами законопроект о торговле. Из документа исчезла статья о возможности предоставления преференций отечественным производителям. В свою очередь, торговым сетям запрещено требовать с поставщиков плату за изменение ассортимента товара и за доступ на полки - так называемый входной билет. Более ранние варианты законопроекта включали как предложения о прямом регулировании цен на социально значимые товары, так и возможность установления предельных наценок. От +5 (способен) до -5 (не способен)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

В экономике справедливость - цена товара, которая устраивает всех. Если пока в этом секторе не хватает какого-то звена (в данном случае торговых сетей), так лучше это звено развивать, а не идти по пути запретов. Такого рода регулирование стоит вводить лишь как временную меру.

 

Законопроект позволит ужесточить контроль в отрасли и установить правила взаимодействия между всеми игроками. Последний вариант документа является достаточно компромиссным, способным установить цивилизованные отношения производителя и поставщика.

 

Способен ли такой закон установить справедливость в цепочке производитель - поставщик - продавец, будет зависеть от того, как смогут воспользоваться этим все звенья цепочки.

 

Делать выводы о влиянии законопроекта на коммерческие взаимоотношения между производителями и торговыми сетями будет правильно после прохождения второго и третьего чтений в парламенте. В его нынешнем виде законопроект может установить справедливые отношения в данной цепочке.

 

Возможная отмена главы об антимонопольном регулировании станет большим соблазном для отдельных участников рынка - как производителей, так и поставщиков с ритейлерами. Полагаю, что скорее всего в такой ситуации потребителям придется полагаться не на закон, а на совесть отдельно взятого производителя, поставщика или продавца. Сомневаюсь, что возможная угроза произвола примет массовый характер (наиболее крупные сети да и прочие значимые участники рынка все же находятся сейчас под более пристальным приглядом правительства), но отдельные случаи, вероятнее всего, в будущем могут иметь место.

 

Важное достоинство законопроекта в том, что подвижки в плане защиты интересов отечественных производителей пока идут не в ущерб конкуренции, то есть не в ущерб потребителю. Прекращение практики поборов со стороны торговых сетей за доступ на полки - это крайне важная мера, которая стимулирует приход в магазины множества отечественных брендов, в том числе региональных. Правда, пока не ясно, как эта мера будет реализована на практике. Торговая сеть всегда может приструнить поставщика путем манипуляций в плане мерчандайзинга, и бороться с этим трудно.

 

Отмена "входных билетов" будет компенсирована размером единой премии за объем закупок, в которую могут быть имплементированы все остальные отмененные бонусы. Место на полке получит тот, кто предложит наибольший процент от оборота. Штрафы в размере 0,5-1 миллиона рублей - это мизер, сети получают десятки миллионов долларов от компаний-поставщиков. О какой конкуренции с отечественными производителями тут может идти речь? Попытки такого регулирования переведут проблему в латентное состояние, до следующего визита премьера в магазин. В европейской экономике уже давно существует система сетевых кластеров, основанная на взаимодействии и распределении доходности между всеми звеньями цепочки.

 

Мы очень долго ждали рассмотрения этого вопроса на уровне правительства. За это время наша компания успела посотрудничать с некоторыми сетями - опыт, увы, был негативным. Производство, которое я представляю, на сто процентов российское. Мы не просим субсидий, мы ждем внятных правил регулирования рынка. С нашей точки зрения это очень важный шаг к цивилизованному рынку.

 

Очевидно, что основным регулятором торговых взаимоотношений должен быть рынок, но при безусловном исполнении всеми участниками процесса действующего законодательства, в том числе и антимонопольного. С этой целью и был подготовлен законопроект. Надеюсь, что это будет шаг вперед, Но полной уверенности в том, что сразу после принятия закона удастся создать справедливые взаимоотношения в цепочке производитель - поставщик - продавец, нет.

 

Законопроект в нынешнем варианте является правильным для страны с высококонкурентной экономикой. Но для России он ровным счетом ничего не меняет. Если говорить о справедливости в цепочке, то главное, для чего разрабатывался документ, - это попытка защитить мелких и средних отечественных производителей. Их, с одной стороны, теснят крупные российские и иностранные конкуренты, а с другой - зажимают ритейлеры, жестко регулируя цены закупок. В итоге что мы получили? Единственный важный момент - запрет платы за "входной билет". Но связка ритейлер - крупный поставщик/производитель может найти множество способов обойти этот запрет: в конце концов ритейлер вправе ставить на лучшие места наиболее популярные товары, а поставщик - поощрять ритейлера за объемы продаж. Корень проблемы - в конкуренции. Именно ей надо уделять повышенное внимание.

 

У нас в стране много законов, регулирующих подобные отношения. Проблема состоит в том, что не все граждане считают своим долгом их исполнять. Но принятие данного закона - правильный шаг. И производители, и сети стали причиной роста цен. Теперь все сделано для того, чтобы мы начали работу над издержками вместе.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера