Архив   Авторы  

Могут ли предлагаемые «льготы» по ЕСН компенсировать бизнесу повышение налогов?
ДелоБизнес-климат

Группа депутатов от «Единой России» подготовила ряд налоговых инициатив, призванных, по их мнению, компенсировать бизнесу убытки от реформы ЕСН. В частности, регионам предложено разрешить с 2011 года снижать ставку по упрощенной системе с шести до трех процентов от доходов. Что касается многочисленных бизнесов, связанных в том числе с интеллектуальной и инновационной деятельностью, у которых расходы на зарплату в общих затратах превышают 50 процентов, то в документе упоминаются IT-компании. У них есть шанс получить возможность платить налоги с зарплаты в размере 17 процентов. От +5 (могут) до –5 (не могут)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Данные льготы необходимы и консалтинговым фирмам, или фирмам, занимающимся проектной организацией. В целом идея законопроекта вполне укладывается в концепцию развития сектора МСБ, и в случае внесения необходимых доработок по меньшей мере не ухудшит условия существования малых предприятий. В законопроекте содержится тенденция, как не ухудшить положение предприятий, но нет практической составляющей. Математически же решать вопрос, компенсируют данные льготы или нет повышение налогов, нецелесообразно. Надо отметить, что налоговые послабления для малых предприятий будут предоставляться за счет региональных бюджетов, в то время как суммы от увеличения направят в федеральный бюджет.

 

Сказать о том, смогут ли предлагаемые льготы компенсировать бизнесу повышение налогов, крайне сложно: для каждого предприятия все очень индивидуально. Относительно инновационных компаний - выделять только IT-сектор очень странно. И еще: не совсем понятно, зачем уменьшать налог по упрощенной схеме - на него вроде и раньше никто особо не жаловался.

 

Мы - крупная компания, и упрощенная система налогообложения к нам не применима. Но мы приветствуем усилия законодателей по стимулированию сектора инновационных услуг. В условиях снижения спроса со стороны наших партнеров на качественные маркетинговые услуги приходится сокращать инвестиции в обучение сотрудников и развитие новых высокотехнологичных услуг. Облегчение налогового бремени позволило бы нам профинансировать долгосрочные инициативы.

 

Сегодня IT-бизнес является одним из драйверов российской экономики, и подобные стимулирования развития отрасли воспринимаются участниками рынка позитивно. Кроме того, подобные инициативы отражают понимание законодателями специфики IT-бизнеса. Расходы на зарплаты сотрудников в IT-компаниях действительно составляют значительную долю от общих затрат, поэтому изменения в законодательстве для нас будут наиболее существенными. Даже в случае если размер ставки будет увеличен, но сохранится льготная составляющая, для IT‑компаний это станет хорошим подспорьем в период выхода из кризиса.

 

Не думаю, что предлагаемые льготы серьезно снизят налоговое бремя. Ведь если говорить о такой инициативе как о возможности установления региональными властями меньшей ставки по налогу при упрощенной системе налогообложения, то такая вариативность уже предусмотрена законодательством в отношении отдельных налогов. Здесь необходим, наверное, "переворот" в умах региональных чиновников в сторону бизнеса и перспектив развития вверенных им регионов, а не решения "текущих" задач. Действительно, в компаниях инновационного и интеллектуального профиля большая часть затрат уходит на зарплаты сотрудников, что влечет серьезную налоговую нагрузку. Непонятно, почему выделен лишь IT-бизнес, ведь в целом такая ситуация касается большинства компаний, в том числе и сферы услуг. Думаю, к этому вопросу депутатам стоит подойти более комплексно.

 

Предлагаемые льготы позволят устранить возможный перекос после принятия реформы ЕСН, которая в сегодняшнем виде может привести к серьезному увеличению издержек для бизнеса. Налоговая нагрузка должна быть диверсифицирована с учетом отрасли и учитывать те области, где зарплата сотрудников - большая часть стоимости услуг. Инициатива депутатов в целом приемлема, но требует более детальной проработки с точки зрения различных отраслей бизнеса, а не только IT.

 

IT-компании с очень большим беспокойством ожидают изменений налогового законодательства, особенно в области ЕСН. Безусловно, налоги на заработную плату в бизнесе, связанном с информтехнологиями, составляют порядка 80 процентов расходов. Поэтому увеличение или снижение налога на зарплату, который, по сути, является налогом с оборота, - очень важный фактор. Любое его снижение даст толчок развитию бизнеса, который связан с инновациями, интеллектуальной собственностью и технологиями. Мы вырабатывали и согласовывали аналогичные инициативы в рамках Ассоциации разработчиков программных продуктов, которая включает в себя такие компании, как "Лаборатория Касперского", ABBYY, 1С, "АСКОН" и другие российские IТ-компании.

 

Хорошо помню, сколько сил было потрачено властями в начале 2000-х, чтобы объяснить пользу от перехода с платежей в разрозненные фонды к ЕСН. Сегодня нет никакой аргументации, зачем потребовалась новая реформа. Понятно только, что налоговая нагрузка вырастет с 26 до 34 процентов. А раз так, то цель реформы чисто фискальная - собрать дополнительные налоги. И никакие отдельные инициативы не могут ее перечеркнуть. Хотя бы потому, что налоговая нагрузка вырастет у всех, а льготы обещают только сектору IT. То же и с "упрощенкой": одно дело - всеобщая обязанность платить больше, а другое - право регионов снижать ставку для тех, кто платит по упрощенной системе. Учитывая, что дефициты региональных бюджетов пока растут на глазах, новым правом мало кто воспользуется.

 

Обращаем внимание, что УСН заменяет уплату налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН и НДС. И те налогоплательщики, которые уже применяют УСН, не обременены уплатой ЕСН, и их уже не заботит налоговая реформа. Те же, кто находится на общей системе налогообложения, уплачивают ЕСН и не заботятся по поводу уплаты УСН и, соответственно, порядком снижения ставок. Таким образом, можно сказать, что это две параллельные реформы, которые никаким образом не влияют друг на друга, кроме как на заполняемость бюджета в каждом отдельном регионе.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера