Архив   Авторы  

Готов ли отечественный бизнес стать соавтором президентского послания?
ДелоБизнес-климат

Накануне оглашения президентского послания Дмитрий Медведев пригласил граждан страны к активному участию в модернизации отечественной экономики. Но особая роль в решении этого вопроса отводится представителям бизнес-сообщества. На минувшей неделе поискать пути выхода из кризиса и разработать рецепты модернизации президент поручил крупному бизнесу, объединенному в Российский союз промышленников и предпринимателей. От +5 (готов) до -5 (не готов)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Самый простой вариант - сказать, что все надоело, ничего не работает, и отойти в сторону. Но при таком подходе вряд ли что-то изменится к лучшему. Другой вариант - при всех недостатках системы самому быть инициатором перемен. Только в этом случае ситуация постепенно начнет меняться. Российский бизнес готов помогать власти - любой хороший совет будет полезен.

 

Совместная работа и возможность коммуникации - это очень необычный формат, такого ранее не было. Бизнес является системообразующим звеном, и сама возможность высказаться и быть услышанным позволит ему действовать согласованно с государством.

 

Президентская инициатива уже активно поддержана страховым сообществом: недавние встречи руководства ведущих компаний с Алексеем Кудриным показывают, что более интенсивный диалог правительства со страховщиками способен дать положительные результаты. Речь идет об увеличении социальной значимости страхования в период кризиса, привлечении страховщиков к решению проблем общегосударственного масштаба. Инициативная позиция может послужить стимулятором для устранения проблем в части совершенствования законодательства. Наши предложения были озвучены и услышаны правительством.

 

Мы, бизнесмены, готовы. Вопрос в другом - готовы ли воспользоваться нашими идеями? На встрече с президентом Дмитрием Медведевым мы вручили ему послание с предложениями, направленными на улучшение ситуации в экономике. Есть общее понимание стратегической задачи: уходить от сырьевой зависимости. Но пока нет никакой системной задачи по реализации данной стратегии. Нужна тонкая, практически ювелирная работа. Мы говорим о том, что нужно создать конкурентоспособную предпринимательскую среду, большую роль надо уделить налоговой нагрузке.

 

Практика консультирования с профессиональным сообществом существует практически во всех развитых странах. Это неудивительно, так как лидеры бизнеса имеют способность предвидеть тенденции, чувствуют ситуацию изнутри и поэтому могут давать ценные практические советы. Однако управленцами они являются сугубо в своих сферах. Следовательно, аккумулируя анализ и сценарии по выходу экономики из кризиса, стоит учитывать, что бизнесмены и предприниматели являются стратегами по большей степени только на уровне своего сектора.

 

Глубокая диверсификация и модернизация, которых требует экономика России, необходимы в первую очередь для повышения ее конкурентоспособности. Именно поэтому наша корпорация, как представитель сообщества иностранных инвесторов, готова к деятельному участию в процессе повышения конкурентоспособности российской экономики. Прежде всего в части производства в России товаров потребительского спроса с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью. И что важно - конкурентоспособных на глобальном уровне.

 

Бизнес даже без послания дает немало предложений. С моей точки зрения, достаточно глубоких. Самое главное - изменить взаимоотношения между контрольно-надзорными органами, представляющими государство, и бизнесом. Первые должны понимать, что их роль не давить на предприятия, а делать все для их процветания как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Во всех случаях необходимо искать разумный баланс, чтобы не увеличивать издержки этих предприятий.

 

Участие представителей бизнеса в разработке программы модернизации страны можно только приветствовать - государство должно как-то формировать "обратные связи" и получать отклик на свои действия и планы. Наверное, более близким к оптимальной процедуре получения отклика от бизнес-сообщества было бы получение государством подобных консультаций от отраслевых ассоциаций или "профсоюзов олигархов", а не от конкретных персон. Нам необходимо развивать систему и по возможности минимизировать ручное управление, ставшее столь модным во время кризиса. Нужно также оценивать и возникающие риски - любой бизнес при разработке какой-либо программы будет учитывать сначала собственные интересы, у государства же задачи намного шире, и полностью перекладывать формирование стратегии на плечи бизнеса нельзя.

 

Интересен выбор президентом консультантов - "Альфа-Групп" и ТНК-ВР. Обе компании - крупнейшие в своей сфере. По сути, эти два игрока обладают не только характеристиками лидеров бизнеса, но в определенной мере и интеллектуальных центров. В крупных компаниях на сегодняшний день сосредоточена львиная доля интеллектуальных ресурсов страны. Но это не значит, что малый и средний бизнес не способны на генерацию свежих инновационных решений, которых требует модернизация отечественной экономики. На мой взгляд, к разработке предложений стоит привлечь все возможные источники инновационных идей.

 

Представители бизнес-сообщества могут высказать свое видение по критическим вопросам, консолидировать различные идеи и модели для выхода из кризиса. Однако как проанализировать и обобщить эти предложения, как "очистить" их от личной заинтересованности? Кроме того, достаточно ли существующей законодательной базы для их внедрения? Ответы на эти вопросы продемонстрируют возможность конструктивного диалога между бизнес-сообществом и властью.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера