451,44 млрд руб. и 10 лет
- вот две точки опоры, которые позволят перевернуть ситуацию в республиках Северного Кавказа, превратив их в Мекку туризма. Посредством указанной суммы - к слову, вдвое превышающей затраты на олимпийский Сочи - через указанный срок здесь должно появиться аж пять "куршевелей", респектабельных горнолыжных курортов: в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Смета, правда, не учитывает затрат энергии полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. Именно под его руководством родился этот проект. Как проектировщика полпреда стоит поздравить с такой смелостью мысли. Но как потенциальному реализатору замысла ему можно только посочувствовать.
Шутка ли сказать: 803 тысячи метров горнолыжных трасс, 104,5 тысячи мест для размещения туристов... Больше всего планируется потратить на осетинский Мамисон - 179,78 миллиарда рублей. Предполагается, что по итогам строительства северокавказский горнолыжный кластер сможет принимать 5-10 миллионов туристов в год! Это, для сравнения, сопоставимо с масштабами австрийского горнолыжного бизнеса - порядка 8 миллионов отдыхающих в год.
Перспективы захватывают дух. Но одновременно рождают и сомнения. К чести проектировщиков, они собираются облегчить бюджет всего лишь на 60 миллиардов рублей: остальное должны выложить щедрые инвесторы. Нетрудно заметить, однако, что сегодня проявлений этой щедрости на Северном Кавказе не так уж много. Что нужно, чтобы толстосумы понесли миллиарды на кавказские "майрхофены"? Ответ один: регион должен стать безопасным для бизнеса - и, естественно, для будущих отдыхающих. Но парадокс в том, что эту цель власть собирается достичь именно с помощью инвестиций. Мол, будут деньги - не станет безработицы, коррупции, клановости и терроризма. Пока из этого замкнутого круга не будет найден выход, курортный проект, увы, останется курортным романом. Пусть и вполне научным, но все-таки фантастическим. |