Архив   Авторы  
По мнению Владимира Бородавкина, у нас есть все, чтобы завоевать европейский рынок упаковочной пленки: сравнительно дешевый полипропилен, отлаженное производство и подготовленный персонал

Прозрачный бизнес
Дело

"Чтобы сохранить конкурентоспособность на углеводородном и нефтехимическом рынках, надо предложить товар более глубокой переработки", - считает президент ООО "Биаксплен" Владимир Бородавкин



 

Современная упаковка - товар эфемерный до прозрачности, но без него не может обойтись ни пищевая промышленность, ни медицинская, ни электротехническая, ни полиграфия. Совсем недавно практически весь рынок был заполнен пленкой зарубежного производства, но уже сегодня девяносто процентов российского рынка принадлежит отечественным производителям, список которых возглавляет группа "Биакс­плен". По заверению президента компании Владимира Бородавкина, следующий этап развития - увеличение доли на рынке Центральной и Западной Европы.

- Так что, Владимир Петрович, для кого кризис, а для кого - праздник жизни?

- Праздником это не назовешь. Кризис есть кризис. Для нас тяжелыми выдались последний квартал прошлого года и первый месяц нынешнего. Но если сравнивать с прошлогодними показателями, то начиная с февраля нам удалось поднять производство на десять процентов.

- А если кризис затянется и будет уже не до эстетики? Не боитесь, что торговля снова перейдет на бумажные кульки?

- А сами покупатели - на авоськи? Это невозможно, как невозможно повернуть вспять цивилизацию. Отменить современную упаковку - все равно что отменить Интернет. Кроме того, современная упаковка не только эстетична, но и функциональна. Например, кефир в стеклянных бутылках, запечатанных фольгой, имел срок хранения не более двух дней. Продукты, упакованные в нашу пленку, даже без холодильника сохраняются намного дольше. А, например, упакованные в новую высокобарьерную пленку хранятся уже в разы дольше.

- Если производство полипропиленовых пленок (БОПП-пленок) настолько перспективно, почему вы не аннексировали весь рынок? Как известно, кризис - самое время собирать камни, в смысле приобретать…

- Я убежден, монополизм - смертный приговор для любой отрасли. Без конкуренции она обречена. А так приходится крутиться, вести исследовательскую работу, внедрять эффективные материалы и осваивать новые технологии. В результате сейчас на наших заводах производится более сорока видов БОПП-пленок, а также высокобарьерные БОПП-пленки и синтетическая бумага. Все это стало возможным благодаря уникальному оборудованию, смонтированному, в частности, у нас на балахнинском заводе. Ничего подобного в мире нет. И вообще у "Биаксплена" самые новые заводы в Европе - оборудование было пущено три, максимум четыре года назад. А уникальной линии в Балахне всего полгода. "Биаксплен" постоянно увеличивает ассортимент основной продукции с высокой добавленной стоимостью. Ну а увеличение ассортимента в свою очередь ведет к расширению областей внедрения и применения наших пленок.

- Если вы по технической оснащенности впереди планеты всей, что же собираетесь покупать в Европе?

- Покупать там особенно нечего, потому что все предприятия старые и низкорентабельные из-за роста цен на энергоносители и сырье. Поэтому инвестировать в эту отрасль последние пятнадцать лет невыгодно. Стало быть, производство БОПП-пленок в Европе будет сворачиваться по мере физического выхода мощностей, а сам европейский рынок будет поделен. Вопрос только между кем.

- Неужели Китай вмешается?

- Во-первых, китайская пленка не очень высокого качества. Во-вторых, им хватает и своего внутреннего рынка - только успевай паковать продукты для почти полуторамиллиардного населения. А вот Саудовская Аравия - конкурент серьезный. И у них в отличие от нас ситуация лучше.

- Даже по сравнению с Саудовской Аравией мы располагаем немалыми запасами углеводородов. Видимо, вопрос упирается в возможности нефтехимической промышленности?

- И в инвестиции. В настоящее время в Саудовской Аравии реализуются нефтехимические проекты, стоимость которых превышает семьдесят миллиардов долларов. Это в целом, но мы сейчас говорим о пиролизных и этиленпроизводящих мощностях, которые являются основными производителями нашего сырья. Так вот, если на российских заводах в год производится от силы полмиллиона тонн полипропилена, то в Саудовской Аравии - пять миллионов тонн. А с введением дополнительных мощностей - заводы-миллионники они строят чуть ли не конвейерным способом - уже в 2010 году у них будет выпускаться порядка восьми миллионов тонн. Поскольку мировому рынку такие объемы не нужны, догадайтесь с двух раз, что они будут делать. Ответ: перерабатывать в материалы с более высокой добавленной стоимостью, например в ту же БОПП‑пленку, которая сейчас чрезвычайно востребована. Причем производство это крупнотоннажное. Европа, к слову сказать, в год потребляет порядка миллиона тонн такой упаковки.

- Как известно, кроме социальных, у нас было три промышленных революции: аграрная, индустриальная и химическая, в результате которой по­строено четыреста нефтехимических предприятий. Где они?

- Разные судьбы. Но сейчас все они уже старые, потому что фундаментальные инвестиции в нефтехимию и газохимию относятся к семидесятым годам прошлого века. А нам нужны новые, современные материалы. Наш добрый партнер "­СИБУР Холдинг" близок к реализации проекта по строительству комплекса мощностью 500 тысяч тонн полипропилена в год, но и конкуренты не дремлют. Например, Индия и Китай в ближайшие пять лет готовы расширить выпуск собственного полипропилена более чем на 7,5 миллиона тонн. Уже сейчас ощущается снижение закупок продуктов российской нефтехимии. Иначе говоря, они обрубают нам все технологические цепочки. Чтобы была понятна цена вопроса: сейчас тонна нефти стоит 300–350 долларов, а тонна полипропилена уже 1000 долларов. Конечно, разница есть. И чтобы нам не остаться навсегда сырьевым придатком, а нашей нефтехимии сохранить конкурентоспособность, надо предложить товар более глубокой переработки. Для чего и необходима кооперация с крупными потребителями.

- Вы полагаете, что в Саудовской Аравии, разрабатывающей блицкриг на европейском рынке, думают иначе?

- Конечно же, битва за европейский рынок будет жесточайшая - с массированным демпингом и другими малоприятными вещами. Но у нас есть ряд преимуществ. Наш полипропилен дешевле, потому что производится не из нефти, а из попутного нефтяного газа, который прежде просто сжигали. Кроме того, помимо отлаженного производства у нас есть и подготовленный персонал. Здесь также надо учитывать и субъективные причины… В результате у нас появляется возможность первыми освоить сегмент рынка, пока еще как бы свободный от конкуренции. Понятное дело, что определенная господдержка не помешала бы.

- Тонны - это количественный показатель. Надо полагать, не менее важны качество и ассортимент.

- Поскольку на сегодняшний день мы располагаем лучшим в мире оборудованием, вопрос о качестве нашей продукции не стоит. И с ассортиментом тоже нет проблем. Как уже отмечалось, делаем, например, синтетическую бумагу, которая и дешевле, и прочнее обычной - ее можно листать сколько угодно, а при необходимости даже помыть. Кстати, многие китайские глянцевые журналы печатаются именно на бумаге нашего производства. По разным причинам. Во-первых, потому что из-за влажного климата печатная продукция на обычной бумаге быстро теряет товарный вид. Во-вторых, потому что в Китае осталось мало древесины.

- Что делать с проблемой утилизации? По данным экологов, за год упаковочной пленки выпускают столько, что ею можно устлать всю Францию…

- Есть такая проблема. И в данном случае речь, видимо, идет о необходимости применения так называемых биодеградирующих полимеров. Действительно, через несколько недель они полностью разлагаются - и не надо никаких мусоросжигательных заводов, которые сейчас собираются строить в Москве. Но поскольку биодеградирующие полимеры производятся из биомассы - кукуруза, целлюлоза, - цена вопроса намного дороже. Причем в широком смысле. Например, только попытки производства биотоплива уже обернулись подорожанием продовольствия. Между прочим, в России площадей для производства этой биомассы существенно больше, чем в той же Европе, и если биоразлагаемая БОПП-пленка будет востребована, мы готовы запустить ее производство на одном из наших заводов в течение двух дней. Технология отработана - только дайте команду.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера