Архив   Авторы  
Назначенные перевозчики могут "закрыть небо" для конкурентов на наиболее оживленных туристических маршрутах

Осторожно, небо закрывается
Дело

Уцелеют ли авиапассажиры в нынешней "чартерной войне"?



 

В "чартерной войне", разразившейся на российском рынке авиаперевозок, близится генеральное сражение. На этой неделе в дело вступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 15 апреля истекает срок, когда все заинтересованные стороны - Минтранс (Росавиация) и авиаперевозчики - должны представить свои объяснения антимонопольщикам. Скандал разгорелся после того, как сначала "Аэрофлот", а за ним и некоторые другие крупные авиакомпании из числа так называемых назначенных перевозчиков заявили о своем праве регулировать чартерные перевозки на самых горячих направлениях в высокий туристический сезон, самолично решая, пускать ли в этот сегмент конкурентов. Перевозчики ссылаются на приказ № 92 Минтранса от июня 2008 года, согласно которому зарубежные направления, в том числе и курортные, поделены между крупнейшими авиакомпаниями.

Первыми переполошились турфирмы, которые, опасаясь скачка цен на авиабилеты, обратились в ФАС. Теперь именно от антимонопольной службы зависит, сколько этим летом придется выложить россиянам за доступ к зарубежным курортам.

Назначенцы

По словам гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева, ситуация сложилась не вдруг: еще год назад ведущий авиаперевозчик предупредил конкурентов о том, что намерен воспользоваться своим законным правом на закрепленные за ним маршруты. "Тогда никто не внял, мол, ездили на красный свет и будем ездить! А теперь возмущаются", - говорит Савельев. Иными словами, "Аэрофлот" более не будет терпеть убытки (речь идет об упущенной выгоде) и полностью закроет одно или несколько горячих туристических направлений для прочих российских авиаперевозчиков. Например, по словам Савельева, его компания удовлетворит все потребности туроператоров в перелетах Москва - Ларнака (Кипр). "Аэрофлот" даже готов перебросить несколько самолетов с менее прибыльных направлений. При этом гендиректор компании пояснил "Итогам", что другие назначенные перевозчики тоже внакладе не останутся. К примеру, по Кипру, по его словам, удалось договориться с "Трансаэро": "Они могут летать в Пафос, с чем они и согласились".

Казалось бы, конфликт исчерпан. Но у ФАС иное мнение. Как заявили "Итогам" в антимонопольном ведомстве, есть серьезные сомнения в правомочности приказа Минтранса № 92. Не говоря уже о том, что возникли опасения о возможном нарушении статьи 11 антимонопольного законодательства, наказывающей за картельный сговор.

В самих авиакомпаниях сговор отрицают. Авиаперевозчики вынуждены договариваться о разделе "сфер влияния", установленных чиновниками. В пресс-службе "Трансаэро" "Итогам" подтвердили, что проводят активные переговоры с другими участниками рынка, в частности с S7 Airlinеs ("Сибирь"), за которой был закреплен Бургас (Болгария). Сама "Трансаэро", с одной стороны, является назначенным перевозчиком по целому ряду направлений (Мальдивы, Ираклион на Крите), с другой, давно и активно работает на "чужих полянах". Более того, в прошлом году авиакомпания даже обошла "Аэрофлот" по числу чартеров в ту же Ларнаку.

Кстати, в 2009-м в эту самую Ларнаку летало много перевозчиков - "ВИМ-АВИА", "Ямал", пять рейсов в неделю делал Sky Express. Теперь их всех, если верить Савельеву, заменит "Аэрофлот": "Нельзя летать там, где назначенный перевозчик может закрыть потребности в данном направлении".

Понятно, что пример оказался заразительным - назначенные перевозчики по всем финансово емким направлениям готовы перекрыть дорогу своим конкурентам. Пострадавшими окажутся авиакомпании помельче, а вместе с ними и российские туристы, которые смогут выбирать только из одного перевозчика и установленного им тарифа. Впрочем, сложившейся ситуацией, видимо, не слишком довольны и некоторые крупные авиаперевозчики. Как говорят в "Транс-аэро", "не мы это начали, мы никогда не выступали за изменение условий работы на рынке".

Еще год назад подобных проблем не было - летали, кто куда пожелает, не замечая приказа № 92. Однако заканчивающийся кризис заставил авиаграндов вспомнить о нормативной лазейке, позволяющей отсечь конкурентов. В Росавиации "Итогам" пояснили, что проблема не в самом приказе, а в межправительственных соглашениях. Именно там, мол, четко фиксируется, сколько авиакомпаний может работать на регулярных авиалиниях, в каких пунктах, с какой частотой. Там же определен и порядок нерегулярных (чартерных) рейсов. Подписав такое соглашение, государство в лице Минтранса выбирает одного или нескольких назначенных перевозчиков, утверждает их список и отсылает в МИД, который, в свою очередь, уведомляет страну-партнера о том, кто имеет приоритетное право летать в нее из России.

При этом, как пояснили в Росавиации, не все межправсоглашения содержат условие об обязательном согласовании с назначенным перевозчиком чартерных перелетов других компаний. Если такого условия нет, Росавиация может дать добро на полеты кому угодно. В противном случае приходится идти на поклон к "назначенцу".

Нелетная погода

Как пояснила "Итогам" представитель ФАС Светлана Зиновьева, служба обеспокоена ситуацией, поэтому и идет проверка поступивших обращений и жалоб от туроператоров. "Мы не знаем, какие действия может предпринять Росавиация, если назначенные перевозчики откажутся согласовывать чартеры по ряду направлений, поэтому мы попросили ответить заинтересованные стороны на этот и другие вопросы до 15 апреля", - говорит Зиновьева.

ФАС, в частности, интересует: каков порядок уведомления об отказе в согласовании чартерных рейсов, какими могут быть причины для отказа? "Итоги" обратились с аналогичными вопросами в Росавиацию и выяснили, что причины запрета на полеты могут быть любые, в том числе и нежелание назначенной авиакомпании терять долю на рынке, форма для отказа - письменная.

Может ли Росавиация воздействовать на назначенных перевозчиков, отказывающихся согласовывать чартерные рейсы? Нет, но может Минтранс: согласно условиям тех же межправсоглашений в них могут быть внесены дополнения и изменения. Процедура не быстрая, но возможная.

Так или иначе, речь идет о переделе рынка. Потому как если одна крупная авиакомпания будет в силах полностью удовлетворить спрос на перелеты хотя бы по одному горячему маршруту, то оставшиеся не у дел малые бюджетные компании неизбежно начнут терпеть убытки. А если для них окажется закрытым не одно, а несколько направлений, процесс пойдет еще более стремительно. Как пояснили "Итогам" источники, близкие к владельцу авиакомпании Red Wings Александру Лебедеву, достаточно месяца простоя - и компании на рынке уже нет: "Такая история была с Blue Wings в Германии, когда компания месяц не летала - немецкие власти не дали разрешения из-за отсутствия зарезервированных средств, - в результате пассажиропоток упал за год с 1,3 миллиона человек до 280 тысяч". У Red Wings сегодня непростые отношения с Росавиацией после скандала, связанного с отказом агентства выдать авиаперевозчику разрешение на чартеры в Египет из-за просрочки с подачей документов. В компании убеждены, что речь идет о выдавливании ее с рынка. У Росавиации позиция жесткая: есть нормы и графики, и их надо исполнять. Проблема в том, что многие чартерные перевозчики, если не произойдет изменений правил игры, покинут рынок на вполне законных основаниях.

На руку ли это потребителям? Глава "Аэрофлота" убежден, что пассажиры выиграют: исчезнут компании, чья авиатехника устарела. Виталий Савельев пообещал, что подъема цен не будет - нет смысла, так как не повысятся расходы. Но с ним согласны далеко не все.

О том, почем встанет перелет на курорт в этом сезоне, "Итоги" осведомились в одной из ведущих туристических компаний. Там ожидают пока небольшого повышения цен ближе к лету. Но это при условии, что все останется, как в прошлом году: туроператоры будут летать "своими" авиакомпаниями, которые были ими отобраны, потому что предложили лучшую цену и удобное расписание. Если же им закроют определенные туристические маршруты, цены на турпутевки взлетят. Для этого назначенным перевозчикам не надо поднимать собственные тарифы. Они и так выше, чем у небольших чартерных компаний. Разница, по оценкам экспертов, достигает 50 процентов. Скажем, в прошлом году полет туда-обратно в один из средиземноморских курортов стоил у назначенного перевозчика 18 тысяч рублей, но легко можно было найти билет от другой авиакомпании за 12 тысяч. После передела рынка выбора может не остаться.

Как пояснили "Итогам" еще в одной крупной турфирме, переключаться на назначенных перевозчиков у туроператоров желания мало - их услуги дороже, да и уверенности в том, что они удовлетворят все потребности в пик сезона, нет. Кстати, "Аэрофлот" до сих пор уступал по объему чартерных перевозок "Трансаэро", "Оренбургским авиалиниям" и "ВИМ-АВИА". Но даже если он изыщет самолеты для закрытия всех "своих" направлений, то у туроператоров нет гарантии, что цены останутся на нынешнем уровне. Ведь подросли же они, несмотря на упраздненную структуру посредников и проведение электронных торгов авиабилетами! А стоимость авиаперелета - это подчас половина цены турпакета. Снять напряжение могут только время и практика, а еще лучше - конкуренция, которая для потребителя всегда предпочтительнее, чем ее отсутствие.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера