Архив   Авторы  
Джон Маккейн не может похвастаться поддержкой американской элиты. Правда, на его стороне есть один звездный тяжеловес - губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер

Претендент Соединенных Штатов
Политика и экономикаExclusive

Фаворитом президентской гонки в США стал самый «неимущий» кандидат - экстравагантный сенатор-республиканец Джон Маккейн

 

Главную сенсацию минувшего «супервторника», когда в США прошли первичные выборы сразу в более чем двух десятках штатов, зовут Джон Маккейн. 71-летний сенатор от Аризоны стал абсолютным лидером в президентской гонке кандидатов от республиканцев. В стане демократов Хиллари Клинтон предсказуемо опередила Барака Обаму, но разрыв небольшой, и исход их схватки пока не определен.

Что же касается Маккейна, то американская политическая, да и бизнес-элита пребывает в шоке. В полном смысле слова маргиналом сенатора, конечно, назвать нельзя. Хотя как посмотреть. Показательно, например, что в отличие от своих основных конкурентов он до сей поры не пользовался поддержкой крупного бизнеса. Его главные спонсоры - пенсионеры, точнее, военные ветераны. Такие же, как сам сенатор, в свое время проведший несколько лет во вьетнамском плену. Маккейн выбился в лидеры, несмотря на яростную критику однопартийцев и, мягко говоря, экстравагантные инициативы.

«Я предвижу, что после успеха Маккейна между лидерами республиканской элиты начнутся переговоры, кого поддержать и не следует ли умерить нападки на неожиданного победителя», - сказал «Итогам» президент социологической службы Zogby International Джон Зогби. Многие аналитики и вовсе прочат Маккейну победу в финальной схватке, скорее всего с Хиллари Клинтон. В этом случае шок придется испытать уже не только американским интеллектуалам, но и всему миру. Маккейн - за войну в Ираке до победного конца и еще меньше, чем Джордж Буш, склонен считаться с мнением мирового сообщества. Россию он вообще неоднократно требовал выставить из «большой восьмерки».

Так или иначе, к удовольствию аналитиков, социологов и прессы остросюжетное политическое реалити-шоу определенно задалось, народ на него валом валит. Число голосующих на первичных выборах в полтора-два с половиной раза, превышает показатели 2000 и 2004 годов. В «супервторник» вообще творились чудеса. В Канзасе в кокусах Демократической партии приняли участие 20 тысяч человек, почти в 20 раз больше, чем четыре года назад. В Северной Дакоте, где прежний рекорд явки среди демократов равнялся 10 тысячам избирателей, он подскочил до 19 тысяч. Повышенная активность сторонников демократов связана главным образом с явлением Барака Обамы. Чернокожий политик покоряет сердца не только афроамериканцев, но и студенческой молодежи и, что примечательно, белых мужчин с высоким уровнем образования. Покровительственное и слегка небрежное отношение к молодому политику со стороны Хиллари Клинтон давно забыто. Разветвленная и хорошо налаженная клинтоновская избирательная машина засбоила. Она не была готова к столь упорной гонке и поспешно отлаживается на ходу.

Впрочем, энтузиазм энтузиазмом, а без финансовой смазки захватывающей избирательной кампании не было бы. «Мы с самого начала знали, что нас ждет самая дорогостоящая президентская кампания, когда-либо бывшая в нашей истории, - говорит Шейла Крумхольц, исполнительный директор вашингтонского Центра за ответственную политику, - но мы не могли представить, что траты до начала праймериз превысят расходы на любую из прежних избирательных кампаний в целом». Сумасшедшие деньги выбрасываются в толпу десятками миллионов, но удачу приносят, увы, не всем.

Абсолютным лидером по сбору пожертвований в свой избирательный фонд остается Хиллари Клинтон: 115, 7 миллиона долларов (по данным на 1 января), из которых уже потрачено 77,7 миллиона. Барак Обама несколько отстает - 102,2 миллиона пожертвований, из которых потрачено 83,5 миллиона. Но отстает он ненамного, а приток пожертвований в его кампанию нарастает головокружительными темпами. Штабу Клинтон приходится увеличивать траты для противодействия конкуренту.

Основной приток денег в избирательный фонд Клинтон обеспечили юристы и юридические конторы, малый бизнес, сектор телекоммуникаций и электроники. Крупные суммы поступили также от инвестиционных компаний и банков - Citigroup, Goldman Sachs, Morgan Stanley и других. Примечательно, что эти же сектора экономики выступают и основными спонсорами Барака Обамы. Просто денег они ему выделяют чуть меньше. И только пенсионеры пожертвовали в фонд Обамы больше, чем его сопернице - более 7 миллионов долларов против 6 миллионов у Клинтон.

По географическому принципу больше всего средств Хиллари собрала в штате, который она представляет в Сенате - в Нью-Йорке. Иллинойс, естественно, не поскупился на пожертвования для своего сенатора Обамы. Тем не менее больше всего средств он получил в Калифорнии - более 15 миллионов долларов (второй результат после Хиллари, которая собрала там 17,2 миллиона).

Республиканцы обходятся куда меньшими средствами. Случай бывшего градоначальника Нью-Йорка - классическое подтверждение того, что деньги на выборах значат много, но далеко не все. Из всех республиканских претендентов Джулиани получил максимальную финансовую поддержку - 61 миллион долларов. Это если не считать Митта Ромни - у того 86 миллионов, из которых, правда, не менее 26 миллионов его собственные деньги. Но огромные средства мало помогли амбициозному «мэру всея Америки». «Случай с Джулиани войдет во все политологические учебники как пример того, как не следует строить избирательную кампанию, - сказал «Итогам» эксперт Американского института предпринимательства Джон Фортиер. - Трудно припомнить, когда в американской истории деятель, много месяцев занимавший первые строчки в рейтингах, так быстро скатился бы вниз и так бездарно растратил свой потенциал».

Такая же судьба постигла и Митта Ромни. Он тратил гораздо больше, чем его основные соперники, вместе взятые, а отдача оказалась скромная. В результате Ромни заявил о прекращении своей избирательной кампании. Джону Маккейну и Майку Хакаби такие, как у вышеупомянутых участников выборов, суммы и не снились. Маккейн на начало года собрал лишь 41,1 миллиона долларов и практически уже все истратил. Главными его спонсорами были пенсионеры, а точнее, отставники-военные, перечислившие бывшему морскому летчику и военнопленному более 5 миллионов долларов. Лишь по два с половиной миллиона поступили в его избирательный фонд от юридических контор и из сектора банков и инвестфондов. Около двух миллионов дали труженики сферы недвижимости. Из штатов самыми щедрыми к нынешнему фавориту были Калифорния, Нью-Йорк и родная «аризонщина». Правда, теперь сенатору вряд ли стоит опасаться недостатка средств. Положение лидера переломило ход событий, и теперь уже не Маккейн просит денег, а сами спонсоры валом повалили к нему с просьбами взять чеки.

Последнему более или менее реальному конкуренту Маккейна Майку Хакаби теперь, похоже, ловить уже нечего. Он сумел собрать в свои сундуки всего-навсего 9 миллионов долларов. Его роль «спойлера», отбиравшего у Митта Ромни голоса и тем самым помогавшего Маккейну, выполнена. «Лавочку» можно закрывать.

Однако ни в каких смыслах предвыборная борьба не исчерпала себя, и интерес к выборам в США угаснет еще не скоро, если угаснет вообще. Американские эксперты, совсем недавно уверявшие, что в ноябре сойдутся Джулиани и Клинтон, сели в лужу и теперь осторожничают. Даже Джон Зогби, знаменитый тем, что правильно предсказал победителей трех последних президентских кампаний, и тот замахал на меня руками: «Только не спрашивайте, кто победит». Единственное, что он сказал более или менее определенно: «Джон Маккейн имеет очень большие шансы на успех в борьбе с любым кандидатом демократов». Если прогноз оправдается, в отношениях Москвы и Вашингтона настанут непростые времена.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера