Архив   Авторы  

Service Mobile
Hi-techБизнес

Приведет ли запуск сетей 3G к изобилию мобильных сервисов?

 

В условиях насыщенного рынка мобильной связи, коим является и российский, коммерческие надежды поставщиков услуг связываются с дополнительными сервисами (Value Added Services, VAS). К их числу относятся, в частности, услуги на базе SMS и мобильного доступа в Интернет, занимающие львиную долю рынка VAS: по данным ComNews Research, это 49 и 25 процентов соответственно. Еще 21 процент занимают услуги на базе контента. Причем из более двухсот их видов, которые насчитали в российских сетях аналитики iKS-Consulting, массово востребованными являются лишь несколько, к тому же самых простеньких: Ring Back Tone, загрузка картинок и мелодий, игры, микроплатежи. Перспективы коммерческого развития эксперты связывают в первую очередь с мобильным Интернетом, а вот контентный сегмент оценивают как стагнирующий. Но, быть может, дело сдвинет с мертвой точки приход сетей 3G? "О каких-либо значительных изменениях, которые принесут сети 3G, говорить сложно. Тем более что для сетей 3G во всем мире не придумано полноценных сервисов, помимо скоростного Интернета и мобильного ТВ", - считает Марина Папанова, заместитель генерального директора "Инкор Медиа". На вопрос, кто должен стать инициатором новых услуг, однозначного ответа нет. Дело в том, что рынок мобильного контента отличается большой открытостью и относительно низким количеством барьеров для вхождения. По разным данным, сегодня в России около 300 компаний работают в этой сфере. Однако около 43 процентов доходов этого рынка, по данным i-Free, занимают операторы мобильной связи со своими порталами услуг. Они взаимодействуют с избранными контент-провайдерами на условиях разделения доходов, а те, в свою очередь, делятся доходами с более мелкими партнерами по цеху. Правда, такое состояние нельзя признать устойчивым. Мобильник сегодня вмещает множество функций, включая общение в социальных сетях, геопозиционирование, покупки цифровой музыки, зачатки электронной коммерции и т. д. Стало быть, на долю дохода от продажи услуг рассчитывает множество новых игроков: телевизионные и интернет-компании, банки, издательства, торговые сети, а также производители телефонов типа Apple, претендующие на часть доходов от продажи контента и оплаты трафика. Появление новых мобильных услуг и их востребованность будет во многом определяться тем, каким образом сложится новая "экосистема" их создателей и потребителей. По оценкам экспертов, серьезным сдерживающим фактором роста контентного рынка является высокая стоимость WAP-трафика для потребителей, что фактически подразумевает "скрытую" цену за трафик, которую пользователю приходится оплачивать дополнительно. Через эту ситуацию прошли все страны, запустившие сети 3G и пришедшие в конце концов к условно-безлимитным тарифам, включающим в цену услуги стоимость интернет-трафика. Кроме того, востребованность самих услуг напрямую зависит от бизнес-моделей операторов. Для эффективной организации взаимодействия с множеством контент-провайдеров, говорят в Content Chaos, операторам следует ввести разделение дохода на WAP-трафик, снизить отчисления операторам по SMS- и IVR-номерам, выработать единую маркетинговую и рекламную политику. Операторам придется гораздо теснее работать с партнерами по контентным услугам. Причем принять эту ситуацию как объективную неизбежность. По большому счету в перспективе ключевая роль оператора - быть платформой для разработки, поддержки и доставки сервисов конечным пользователям. "Бизнес мобильных операторов на наших глазах трансформируется в FMCG-бизнес с мобильной компонентой, - уверен Евгений Соломатин, директор по развитию бизнеса "Коминфо Консалтинг". - При этом у них появляется новый источник доходов - к Voice APRU и Data ARPU добавляется Channel ARPU, то есть доход от организации "канала" доступа к покупателям услуг". Кстати, по такому принципу построена удачная бизнес-модель японского оператора DoCoMo, которая ранее не прижилась в России. Понятно почему - сложившаяся на тот момент система взаимоотношений не была настроена на тесное взаимовыгодное партнерство. Появление сетей 3G должно существенно активизировать переход к таким отношениям, иначе коммерческий успех российских сетей 3G окажется под большим вопросом.

Кто должен инициировать активное внедрение новых продуктов в сетях 3G?

Ключевая роль будет принадлежать операторам связи - только их активность способна привести к необходимой конфигурации бизнес-сил для развития рынка услуг 3G. Если операторы создадут предпосылки для участия множества игроков, этот рынок сможет развиваться быстрее. Сегодня же ни техническое состояние сетей, ни бизнес-отношения нельзя считать готовыми для полноценного прихода 3G на всей территории страны.


Валерий Мифодовский

ру­ко­во­ди­тель про­ек­та Free!Music

Чтобы рынок контентных услуг в сетях 3G "взорвался", операторы должны ввести недорогие условно-безлимитные тарифы на доступ в Сеть, исключающие дополнительную оплату трафика. Безусловным стимулом станет пересмотр комиссии операторов от услуг VAS (вместо российских 40 процентов, скажем, 8), а также модернизация механизма отчислений правообладателям в условиях массового скачивания цифрового контента.


Кирилл Петров

стар­ший ви­це-пре­зи­дент БИНБАНКа

Инициаторами появления дополнительных услуг могут быть как операторы, так и контент-провайдеры, ведь крупные контент-провайдеры разрабатывают услуги намного качественнее. Но их предоставлением должны заниматься только провайдеры или виртуальные операторы - именно они непосредственно общаются с пользователями, предоставляя им услуги.


Дмитрий Смирнов

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла уп­рав­ле­ния IT-ин­вес­ти­ци­ями ИХ "ФИНАМ"

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера