Архив   Авторы  

Власть - народу
Hi-techБизнес

Уже через год граждане начнут общаться с чиновниками через Интернет

 

Правительство всерьез намерено придать новую форму отношениям граждан и органов исполнительной власти - электронную. В конце декабря 2007 года вышло постановление правительства РФ є 931, предусматривающее создание уже в этом году единого сайта (портала) государственных услуг в сети Интернет. Вместо очередей в присутственных местах достаточно обратиться на этот портал, заполнить необходимые формы и получить ответ - опять же в электронном виде. Если Интернета нет, помощь окажут по телефону - через специальный центр телефонного обслуживания. Предполагается, что общение между народом и чиновниками в Сети начнется с 1 января будущего года, а к 2010-му будет обеспечено предоставление в онлайновом режиме десяти услуг. И все? Дело в том, что электронное «одно окно» - это не только и не столько технологический проект. Он должен изменить сам подход к работе с гражданами, поэтому создание портала госуслуг тесно связано с проводимой в стране административной реформой. Важный элемент этой реформы - инвентаризация функций государственного аппарата и создание административных регламентов (АР). Этот относительно новый для российской действительности механизм должен помочь избавиться от избыточных функций, ненужной бюрократии, а также снизить уровень взяточничества и коррупции - за счет минимизации личного общения госслужащих с лицами, обращающимися к ним. С другой стороны, наличие регламентов - это обязательное условие успешного перевода бюрократических процессов в электронную форму и точной оценки качества предоставленных услуг.

Весь прошлый год специальная правительственная комиссия по административной реформе проводила экспертизу АР госуслуг и обработала около 300 «наименований», из них около 90 прошли официальную регистрацию в Минюсте и вступили в силу. Среди госуслуг есть, конечно, ключевые, очень важные для всего населения: получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из земельного кадастра, уплата налогов. Именно они будут предоставляться через портал в первую очередь.

«Базовая проблема российской власти - взаимодействие ведомств, - подчеркивает Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества. - Единый центр предоставления госуслуг, безусловно, позволит избавиться от неэффективных информационных взаимодействий «каждый с каждым». Будет также создаваться инфраструктура, включающая региональные информационные центры. Это позволит работать с информацией на соответствующих задаче уровнях - скажем, региональном или муниципальном. При этом согласно опыту создания правительства «одного окна» в Германии на создание инфраструктуры портала приходится около 2 процентов бюджета проекта, а более половины - на разработку и расширение функционала информационных систем ведомств.

Важный шаг будет сделан в этом году в части легитимизации электронных документов - предписана доработка нормативно-правовых актов, необходимых для юридического признания эквивалентности бумажных и электронных документов. На первом этапе на портале не будет возможности оплатить штраф или пошлину. Но, по мнению представителей Мининформсвязи и МЭРТ, гораздо большей проблемой для популяризации ресурса будет не техническая сторона вопроса, а психологическая неготовность населения: граждане у нас еще не привыкли пользоваться своим правом чего-то требовать от власти. Еще одна загвоздка может проявиться на региональном уровне - финансирование информационных центров. Может быть, поможет бюджет, выделяемый на региональное развитие? Ведь ИКТ не хуже, чем хорошие дороги, помогают сократить расстояния, отделяющие граждан от власти.

Качество взаимодействия граждан с государством надо улучшать постоянно. А значит, должна быть реализована система обратной связи и управления изменениями, которые потом найдут отражение в обновленных регламентах оказания госуслуг. А представители гражданского общества должны принимать в этой работе заинтересованное участие и отстаивать свои интересы.

Андрей Клименко

про­рек­тор ГУ-ВШЭ

Критически важно наличие детального поэтапного плана внедрения госуслуг с указанием года внедрения, участвующих ведомств и т. д., иначе процесс их внедрения может стать неуправляемым. При этом самая трудоемкая часть проекта - создание внутриведомственных информационных систем.

Александр Данилин

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла по ра­бо­те с го­сор­га­ни­за­ци­ями де­пар­та­мен­та кон­сал­тин­га Microsoft

Появляется возможность безвозмездного использования ресурсов общероссийского государственного информационного центра всеми федеральными и местными органами власти для организации их взаимодействия с гражданами. Технические вопросы вполне решаемы. Но очень важна пропаганда этих услуг в регионах - чтобы все люди знали о новых возможностях.


Тагир Яппаров

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "АйТи"

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера