Архив   Авторы  

Всего по "пятачку"
Hi-techБизнес

Операторы пробуют модель телекоммуникационного дискаунтера

 

Кризис шагает по стране: вслед за магазинами-дискаунтерами появился новый оператор связи - сотовый дискаунтер "ПРОСТО для общения". Точнее, это не "настоящий", а виртуальный оператор (MVNO - Mobile Virtual Network Operator), у которого свои бренд, федеральный код "929" и номерная емкость, точки продаж, но услуги будут предоставляться на базе сети оператора "МегаФон". Услуг, правда, немного: звонки и SMS, причем абонентам местной сети - дешево (по пять копеек за каждую SMS и минуту разговора), а на номера других операторов, а также абонентам "МегаФона" в других городах - на уровне среднерыночных цен. Как такая стратегия может изменить рынок?

Это не первый эксперимент мобильных операторов с ценами. В тарифных линейках "большой тройки" можно найти аналогичные предложения. Например, тарифный план "Семья" для московских абонентов "Билайна" включает услугу "Хороший повод" с более дешевыми звонками, SMS и MMS внутри группы, а тарифный план "Твои правила" устанавливает более низкие цены на звонки на определенные направления. У МТС есть тариф "А-Мобайл" (совместно с ритейлером "Ашан") - также в режиме MVNO. В самом "МегаФоне" подчеркивают, что новый проект ориентирован на массовую аудиторию (абоненты, много говорящие внутри местной сети и экономящие на связи). И это наиболее интересный момент.

"В условиях более чем стопроцентного проникновения сотовой связи возможности MVNO могут быть использованы для дополнительного привлечения абонентов",- подчеркивает Михаил Герчук, вице-президент МТС. Но в данном случае интересы дискаунтера могут вступить в конфликт с интересами базового оператора - ведь он сможет набирать свою абонентскую базу либо за счет перетока абонентов от других операторов, либо - собственных, мегафоновских. По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, основной трафик перетекает между сетями разных сотовых операторов, а поскольку стоимость обмена трафиком в нашей стране высокая, то ценность льготных условий исключительно на внутрисетевое общение оказывается невелика. Представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева также полагает, что "дискаунтерские" предложения такого рода обеспечат в первую очередь переключение уже существующих абонентов базового оператора.

Но вот в чем загвоздка: цена, по мнению экспертов, гораздо ниже себестоимости голосовой связи, которая определяется на среднем уровне 5-6 центов. Дмитрий Денисов, исполнительный вице-президент компании "Евросеть", говорит, что такая ситуация возможна, если виртуальный оператор помогает загрузить свободные мощности сети. Но выйти на уровень рентабельности "виртуального" бизнеса при таких расценках можно только за счет значительного увеличения количества и длительности разговоров, то есть за счет повышения нагрузки на сеть. "Санировать избыточную емкость сети "дешевыми" абонентами можно, но это очень опасная модель, - предупреждает Элдар Разроев, эксперт в сфере мобильной связи. - Например, в ситуации пиковой нагрузки ресурсы сети этим абонентам необходимо выделять по остаточному принципу, то есть с ухудшением качества. Более того, корректно отделить "дешевых" от "полноценных" не удастся, и проблемы с качеством могут возникать и у последних". И вместо повышения лояльности новому бренду можно получить обратную реакцию…

Видимо, новый проект MVNO-дискаунтера нужен для того, чтобы экспериментально определить "эластичность" возможного перетока в интересах бизнес-моделей следующего поколения. Правда, отмечает Элдар Разроев, во всех успешных бизнес-кейсах для 3G-сетей доля неголосовых услуг в абонентском счете - не менее двух третей. Тогда "пятикопеечное" предложение в ближайшее время превратится в нечто более весомое.

Изменит ли сотовый дискаунтер рынок мобильной связи?

Большого передела рынка не будет - ни в виде перетока абонентов, ни в виде изменения структуры доходов "большой тройки". Дискаунтерные проекты уже есть у всех операторов, и число их будет расти. К ним следует относиться исключительно как к маркетинговым акциям по повышению лояльности бренду. Цена услуги ниже себестоимости - это признак временной акции. Конечно, в обозримом будущем она будет повышена для того, чтобы выйти на рентабельный уровень бизнеса.


Максим Савватин

ана­ли­тик iKS Consulting

Напрашивается мысль о попытке разрушения status quo на московском рынке. "Глубина" этого разрушения будет зависеть от того, как долго оператор сможет работать по ценам ниже себестоимости. А это, в свою очередь, определяется тем, какую часть финансового инвестиционного резерва компания готова выделить под снижение тарифов, в ущерб техническому развитию. Но в любом случае можно определенно сказать, что будет значимый переток абонентов, и эта акция ударит по всем операторам "большой тройки".


Элдар Разроев

ге­не­раль­ный ди­рек­тор МТТ

Вывод мощного дискаунт-бренда - это еще один шаг в многолетней борьбе "МегаФона" за повышение своей доли на московском рынке. Думаю, его примеру последуют два других оператора, и результатом станет заметное снижение цен в Москве (и снижение прибыльности бизнеса). Сейчас они примерно на 50 процентов выше, чем в регионах. Однако в регионах, где уже действуют операторы-дискаунтеры, эффект нового суббренда будет неизмеримо ниже, хотя тоже сможет привести к некоторому снижению цен.


Юрий Домбровский

пре­зи­дент Millicom/Tele2 Рос­сия

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера